Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Новости

Алексей Улюкаев в Государственной Думе: Совместными усилиями ЦБ, Правительства, малого и среднего бизнеса мы сможем реализовать нашу антикризисную программу

08.04.15

Министр экономического развития Алексей Улюкаев выступил на "Правительственном часе" в Государственной Думе.

Алексей Улюкаев:

Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты!  

Не часто в последнее время мы говорим и слышим сколь-нибудь позитивные новости об экономическом развитии. Может быть, сейчас они, наконец, стали появляться. Я хочу сказать, что те ожидания и прогнозы, которые и мы имели, и аналитики, экспертное сообщество, инвестиционные банки в конце прошлого года относительно глубины спада, его длительности, рисков, которые с этим связаны, кажутся несколько преувеличенными на фоне того состояния экономики и того прогноза, который сейчас нам видится.

Что я имею в виду? Во многом эти ожидания были связаны с глубокой девальвацией национальной валюты, девальвацией, которая не соответствовала фундаментальным факторам курсообразования, которая состоялась в ноябре-декабре прошлого года, привела к ускорению инфляции, повышению процентных ставок, рисков для банков и заемщиков, и в целом привела к сжатию спроса и ухудшению инвестиций.

Сейчас мы можем сказать, что и курс возвращается к своим фундаментальным значениям. Вот сегодня рубль к доллару это меньше 55-ти рублей, евро меньше 59-ти. Мы видим, что инфляция существенно замедлилась. Начиная с марта, мы вышли на уровень 0,2-0,3 по недельной инфляции. Это практически как  у нас было весной прошлого года. Видимо, на какое-то близкое время это сохранится. А, главное, изменились настроения населения, потребителей, депозитёров банков, меняется потихоньку настроение кредиторов-заёмщиков, восстанавливаются хозяйственные связи. В цифрах: падение ВВП с начала года у нас 1,9 процента, в промышленности гораздо меньше - 0,4 процента, в сельском хозяйстве вообще у нас наблюдается рост на 3 процента за два месяца. Серьёзные падения связаны, прежде всего, с так называемыми неторгуемыми секторами, то есть торговлей и строительством, там, где нет эффекта импортозамещения. И поэтому спад розничного товарооборота 6 процентов и спад инвестиций 6,4 процента, а спад инвестиций - это спад стройки, на 3 с лишним процента. Они и определили снижение ВВП.

В этой ситуации мы уточнили наш прогноз, сейчас готовится прогноз на трёхлетку. Мы исходим из того, что в этом году при самых консервативных оценках конъюнктуры нефтяного рынка (50 долларов за баррель) у нас  получается спад не выше 3 процентов валового внутреннего продукта, спад промышленного производства на уровне 1-1,5 процента. В сельском хозяйстве ожидаем положительных значений.

Самое главное, конечно, это инвестиции. В целом мы прогнозируем спад их на, примерно, 11 процентов в этом году, при значительно меньшем спаде государственных капиталовложений, примерно, 3,7 процента и больших для частных капиталовложений. Конечно же, это, очень много, зависит от условий кредитования и, в целом, от инвестиционных условий, о чём я скажу немного дальше.
Но главное, это не просто, - прогнозировать те тенденции, которые складываются объективно, очень важно определить тот набор механизмов, которые позволяют улучшить ситуацию, набор механизмов поддержки экономики.

Сейчас мы по поручению президента и председателя правительства готовим, так называемый, целевой вариант прогноза до 2018 года, в котором исходим из необходимости выйти на показатели выше среднемировых по росту, это означает, примерно, в нашем прогнозе, на 4 процента в 2017 году, на 5 процентов роста в 2018 году. При этом даже базовый прогноз предполагает выход уже с 2016 года на траекторию экономического роста: 2,3 - в 2016 и по 2,5 - в 2017 и 2018-м.

Вот эта разница между базовым и целевым вариантами прогноза, она, в основном, определяется возможностями роста инвестиций. Дело в том, что чистый экспорт и в этом году уже работает неплохо, потому что импортозамещение, потому что улучшение возможностей для экспортёров в связи со снижением издержек. Начиная с первого квартала следующего года мы ожидаем, что вернутся в положительное значение спрос населения, то есть реальные заработные платы, реальные доходы, розничный товарооборот, в целом, потребительский спрос в связи с резким сокращением инфляции, которое, видимо, произойдёт в конце четвёртого квартала этого года, в начале следующего года.

Это, в свою очередь, позволяет Банку России проводить, может быть, более активно их политику на снижение ключевой процентной ставки, а, следовательно, и на снижение процентных ставок для всех заёмщиков.

И вот обеспечить в этой ситуации инвестиционный рост, комфортные условия для инвесторов, для всех работающих в бизнесе, это наша принципиальная задача. И в этом состоит смысл целевого варианта.

Итак, целевой прогноз. Это темпы роста выше среднемировых, это темпы роста производительности труда выше доходов, это сохранение макроэкономической сбалансированности и выход на низкую инфляцию - 4 процента, по ... году. И, самое главное, это хорошие инвестиции.

Хорошие инвестиции - это нам требуется темп роста инвестиций где-то с 2017 года 9-10 процентов в год и выход на уровень инвестиций в валовом внутреннем продукте не меньше 22 процентов. Сейчас это порядка 18 процентов.
Что для этого нужно, что мы делаем.

Кое-что, вы знаете, вошло в антикризисный план действий правительства, и сейчас готовится новая редакция основных направлений деятельности правительства. Я думаю, что в близкое время вы будете ознакомлены с подробностями этого плана. Скажу об основных наших действиях в этом направлении.

Тот выигрыш по издержкам, которые мы получили благодаря стечению обстоятельств, связанных и с изменением условий для наших заёмщиков на внешних рынках, что привело к оттоку капитала, девальвация, удешевление, соответственно, труда и всех издержек, номинированных в рублях, этот выигрыш не бесконечен, по нашим расчётам он продлится до 2017-2018 года. У нас есть два-три года для того, чтобы запустить реальные механизмы поддержки экспорта, поддержки импортозамещения и выстраивания качественных инвестиционных цепочек.

Что имеется в виду.

Прежде всего, поддержка экспорта. Мы исходим из того, что нам нужно примерно удвоить темпы роста несырьевого экспорта, выйти на уровень примерно 6-7 процентов роста в год. Это предполагает "дорожная карта" поддержки экспорта. Для этого мы хотим использовать и финансовые инструменты, и регуляторику. Регуляторика - это упрощение всех процедур таможенного администрирования, сертификации, квотирования, обеспечения комфорта для экспортёра.

Мы строим сейчас систему "одного окна". Экспортёр, где бы он не работал, в какой бы территории Российской Федерации не находилось его производство, должен в одном месте получить весь набор своих услуг: услугу по кредитованию, услугу по страхованию, услугу по гарантии, услугу по консультации, юридическому сопровождению, и так называемой маршрутизации, то есть сведение воедино тех поддержек, которые могут оказать разные федеральные ведомственные институты.
В этих целях создаётся Федеральный центр поддержки экспорта в составе агентства ЭКСАР, которое уже себя хорошо зарекомендовало, как орган, предоставляющий качественные покрытия страховые гарантийно.

Росэксимбанк, который дополнительно капитализируется. В том числе и сейчас в соответствии с антикризисным планом правительства, дополнительно 3 миллиарда рублей в капитал Росэксимбанка входит. И по "дорожной карте" в последующие три года ещё по 10 миллиардов рублей должна быть докапитализация, что позволяет вот из "одного окна", освобождая экспортёра от необходимости в разных местах формировать пакеты документов, доказывать качественность своей работы, приобретая и теряя время и деньги на приобретение сертификатов соответствия получать эту услугу и выходить на рынок.

Здесь же будет сконцентрирована и поддержка в виде субсидий предэкспортной подготовки и экспорта, которые предоставляет Внешэкономбанк.
В части малого и среднего бизнеса. Вы знаете, вчера был Госсовет, где президент определил здесь задачи. Мы отстаём по доли малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте, в занятости. Занятость - это, прежде всего, микробизнес. Доля в валовом внутреннем продукте - это малый и средний бизнес. Что для этого нужно?

Для этого нужен госзаказ. И мы сейчас, вы знаете, поправки в 44 и 223-й законы приняты. Постановление правительства принято. Квота по госзаказу федеральному и муниципальному уже работает для бизнеса. С июля заработает квота для малого бизнеса 10-процентная по государственным корпорациям и компаниям с госучастием. И плюс 8-процентная по их субподрядчикам.

Сейчас очень важно, чтобы мы смогли своими нормативными актами образовать единый, очень важно, реестр предприятий малого и среднего предпринимательства, чтобы не нужно было каждый раз доказывать, кто ты, что ты, и почему ты имеешь право на эту льготу. Единый реестр малого и среднего бизнеса.

Новые требования по критерию отнесения. А, вы знаете, в два раза увеличены пороговые значения. Новые требования по применению режимов упрощенного налогообложения и вменённого дохода по упрощённому налогу. Это право снижения в шесть раз ставок с 6 до 1 процента по вменённому доходу в два раза с 15 до 7,5 процента.

Упрощение получения патента. Самое главное, чтобы любой человек без какой-либо регистрации правовой мог стать самозанятым, приобрести патент на год, на месяц, на неделю, на сколько угодно, и одновременно совершить все платежи, таким образом, закрыть и налоговую проблематику, и проблематику страховых платежей сразу в одном окне за одну юридически значимую процедуру.

Мы считаем, что квотирование – это мощный заказ, упрощение процедуры – это расширение тех, кто пользуется этими возможностями. И, наконец, также мы создаём систему одного окна для финансовой поддержки, объединяя агентство кредитных гарантий, 50 миллиардов рублей на предоставление гарантийного покрытия по займу. Банк, "МСП Банк", который предоставляет само кредитование, кредитует и непосредственных заёмщиков, и региональные малые и средние банки, и часть функций Министерства экономического развития, как раз которые связаны с работой с госкорпорациями и компаниями с госучастием по реализации этих квот по госзаказу для малого и среднего бизнеса. И предоставление механизмов поддержки в будущие периоды из государственной программы поддержки малого и среднего бизнеса. То есть это микрофинансовые организации, гранты, это инфраструктура для стартапов, это бизнес-инкубаторы, технопарки и так далее.

Вот всё это вместе с минимальной затратой времени, труда и оформления документов должно позволить малому и среднему предпринимательству занимать эти ниши, пользоваться новыми возможностями, быстро наращивать объёмы товаров и услуг, представляемых и населению, и государственному заказчику.

Конечно, в целом для бизнеса очень много из того, что мы говорим, для малого и среднего актуально для бизнеса в целом. Это уменьшение давления со стороны налоговых... контрольно-надзорной деятельности, новый закон о контрольно-надзорной деятельности готовится и в скором времени будет представлен в Государственную Думу, который предполагает и прозрачность соответствующих процедур, реестр проверок, а самое главное – риск-ориентированный надзор и контроль, проверять там, где есть риски нарушений, а не фронтально, не создавая нагрузку для законопослушных и качественных производителей товаров и услуг.

В этом же направлении работает и замораживание налогов и налоговых новаций на четыре года, объявленное президентом. Мы сейчас хотели бы  к этому добавить и замораживание квазиналоговой нагрузки. По поручению председателя правительства сейчас мы ревизуем тот перечень, в целом это перечень 70 позиций, более 70 позиций разного рода обременений для бизнеса, связанных и с водоснабжением, водоотведением, экологией, восстановлением недр, твердые бытовые отходы, особо опасные условия производства и так далее – это всё очень важные направления, но  в каждом из них мы должны пересмотреть ставки тарифов, должны, где возможно, отодвинуть вступление в действие этих механизмов, потому что кризис не лучшее время для того, чтобы ... эти механики, а это очень серьезное облегчение для бизнеса и возможности работать с этими новыми условиями.

Конечно же, тот финансовый результат, который в этой ситуации получит бизнес, он может по-разному использовать. Наша задача – помочь ему войти с этими средствами в инвестиции, принять на себя риск и разделить риск с бизнесом.

Для бизнеса, конечно, есть риск изменения условий, мы говорим, что вот замораживание ситуации с налоговыми проверками позволит этот риск снять. Но, конечно же, для бизнеса крайне важен риск, связанный со спросом, с одной стороны, и с условиями финансирования, с другой стороны.

В этой связи, конечно же, развитие тех форм и каналов привлечения инвестиций, которые сейчас внедряются, чрезвычайно важно.

О чем я говорю? Это такие механизмы, как механизм проектного финансирования, он у нас заработал, и создана нормативно-правовая база, и начался сам отбор проектов.
Мы сейчас, рассмотрев большое их количество, уже отобрали семь проектов, из них большая часть этих проектов это в сельском хозяйстве, один в дорожном строительстве, и один в сфере телекоммуникаций, семь проектов общей стоимостью порядка 60 миллиардов рублей, и объем кредита, который будет предоставляться заемщикам на длительные сроки, порядка десяти лет под государственные гарантии, которые предусмотрены в бюджете, это порядка 48 миллиардов рублей. И это хорошее начало. У нас банки, 10 банков аккредитованы в этой системе, они подготовили порядка 160 проектов. Но семь проектов, которые мы отобрали, практически полностью закрыли тот лимит, который у нас был.

И вот хочу на это ваше внимание обратить, что очень важно, что сейчас и бюджет несколько увеличивает объем бюджетных гарантий, которые здесь будут представлены, 60 миллиардов, Банк России, надеюсь, увеличит лимит рефинансирования под эти проекты, которые позволяют дешёвым фондированием банков обеспечить дешёвую ставку для конечных заёмщиков, 11 процентов годовых они получают, и что позволяет им финансировать проект. Вот это и есть разделение риска.

Заёмщик даёт 20 процентов - это его риск, бюджет покрывает 25 процентов своей гарантии - это его риск, Банк России даёт дешёвое фондирование - это его риск. И, наконец, банк-кредитор, который даёт основные суммы, также берёт на себя определённый риск. Поэтому проекты и  будут работать, и поэтому и будут создаваться эти инвестиционные серьёзные программы.

То же самое, чуть в меньших объёмах - это Агентство кредитных гарантий, которое также будет рефинансироваться в Банке России под низкие процентные ставки. Инвестпроекты для малого и среднего бизнеса - это 6,5 процента годовых, фондирование на выходе также получается примерно 9 процентов годовых для заёмщиков, которые эти проекты будут реализовывать - это проекты до 1 миллиарда рублей, небольшие, по проектному финансированию до 20 - средние.

И, конечно, чрезвычайно важно в этой ситуации подкрепить эту деятельность соответствующей работой государственных и аффилированных государственных компаний, прежде всего, через механизмы Фонда национального благосостояния мы отобрали большое количество проектов.

Пять проектов сейчас начинает финансироваться. Начато финансирование через средства ФНБ, размещённых в ВТБ банке проектов "Российских железных дорог". Первые 60 миллиардов рублей сейчас начинают работать на первые из этих проектов.
В целом предполагается направить 150 миллиардов на ту часть проекта РЖД, которые связаны с БАМом и "Транссибом". И ещё порядка 100 миллиардов рублей - ещё на три инвестиционных проекта в Причерноморье, в Северо-Западе и в Центре.

Кроме того, начинается сейчас финансирование по центральной кольцевой автодороге по двум участкам, из неё будет поступать непосредственным кредиторам в "Газпромбанк", тоже через средства ФНБ, которые размещаются там.

Плюс к тому, отобраны проекты для дальнейшего развития - это "Ямал СПГ", 150 миллиардов рублей производство сжиженного газа в Заполярье. И два проекта по линии Российского фонда прямых инвестиций. Один проект в области широкополосного доступа к Интернету, другой проект - это снижение потерь в сетях электроснабжения.

Сейчас на подходе ещё несколько проектов. И мы считаем, что они смогут серьёзно изменить ситуацию в части инфраструктуры, в части доступа бизнеса к условиям реализации своей продукции, к условиям сетевого хозяйства, газоснабжения, электроснабжения.

Конечно, очень важно, чтобы здесь были также минимизированы издержки. Поэтому в части малого и среднего предпринимательства мы работаем над упрощением доступа к этим услугам. Вы знаете, у нас с 2009 года действует механизм договора об условиях доступа к электросетям. Мы сейчас готовим типовой договор для предприятий малого и среднего бизнеса при доступе к теплу, к тепловым сетям, к водоснабжению, водоотведению и газу. Считаем, что это также позволит серьёзно эти издержки уменьшать.

Таким образом, разгружая инфраструктуру, позволяя бизнесу получать её на лучших условиях, уменьшая давление кредитной ставки, создавая возможности для привлечения средств внутренних международных инвесторов и государственного бюджета, мы и выходим на те условия инвестирования, которые позволяют выйти на целевые значения по бюджету.

Может быть, это покажется излишне оптимистичным после такого количества слов, которые мы друг другу сказали и о кризисе, его глубине и продолжительности, это, может быть, выглядит немного странным, тем не менее я глубоко убеждён, что эти возможности у нас есть. И совместными усилиями правительства, Центрального банка, наших инфраструктурных компаний и, конечно же, малого, среднего бизнеса мы сможем эту программу реализовать. Спасибо.

Документы