Новости

Лидеры государств стран членов БРИКС подписали Стратегию экономического партнерства БРИКС

09.07.15

Президент Российской Федерации Владимир Путин во время подписания совместных документов по итогам встречи лидеров БРИКС.
Слева направо - Президент Федеративной Республики Бразилия Дилма Роуссефф и Премьер-министр Индии Нарендра Моди, справа налево - Президент Южно-Африканской Республики Джейкоб Зума и Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин.
Фотохост-агентство саммитов БРИКС и ШОС.

Сотрудничество в рамках БРИКС призвано дополнить и укрепить существующие двусторонние и многосторонние связи между государствами-членами.

Стратегия экономического партнерства БРИКС будет способствовать укреплению экономического роста и повышению уровня конкурентоспособности экономик БРИКС на международной арене.

Впервые идея Стратегии была предложена в 2013 году Президентом РФ Владимиром Путиным в ходе саммита в Дурбане (ЮАР) 2013 году. В июле 2014 года в Форталезе (Бразилия) проект был представлен российской стороной партнерам по БРИКС, и прошло его первое обсуждение.

Проект Стратегии экономического партнерства БРИКС разработан Минэкономразвития России с участием министерств и ведомств экономического и финансового блока, деловых кругов. Согласование документа с партнерами велось в рамках специально созданной Рабочей группы высокого уровня с участием су-шерп и представителей министерств экономики и внешней торговли.

БРИКС играет жизненно важную роль в мировой экономике с точки зрения общего объема производства, получения инвестиционного капитала и расширения потенциальных потребительских рынков. Широко распространено мнение, что экономики стран БРИКС являются движущей силой восстановления глобальной экономики, что подчеркивает меняющуюся роль этих экономик в мире. На встречах "Группы двадцати" страны БРИКС оказали значительное влияние на формирование макроэкономической политики после окончания недавнего финансового кризиса.

На саммитах в Санье, Дели, Дурбане и Форталезе лидеры БРИКС договорились о создании партнерства в интересах повышения стабильности, активизации роста и развития. В этой связи странам БРИКС следует развивать прагматичное экономическое сотрудничество и создавать более тесное экономическое партнерство в целях содействия восстановлению глобальной экономики, снижения потенциальных рисков на международных финансовых рынках и активизации экономического роста в странах-членах.

В качестве приоритетных направлений сотрудничества определены:
Торговля и инвестиции: активное торгово-инвестиционное сотрудничество внутри БРИКС будет способствовать экономическому росту и использованию существующих возможностей для экономической взаимодополняемости в рамках БРИКС.

Производство и переработка минерального сырья: Рост производства и экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью даст экономикам БРИКС возможность получения более значительных выгод от международного сотрудничества, укрепления своей роли в глобальных производственно-сбытовых цепочках и повышения уровня своей конкурентоспособности.

Энергетика: Для экономического развития стран БРИКС жизненно важно содействовать устойчивому потреблению и производству энергии. Учитывая растущий спрос на энергоресурсы и энергоэффективные, чистые и экологически безопасные технологии, страны БРИКС подчеркивают важность обмена опытом в областях, связанных с планированием энергетики, производством и потреблением энергии, а также содействия энергетическому сотрудничеству.

Сотрудничество в сфере сельского хозяйства: Сотрудничество между странами БРИКС послужит укреплению глобальной продовольственной безопасности путем устойчивого увеличения объемов сельскохозяйственного производства и повышения производительности аграрного сектора, создания более благоприятных условий для инвестирования и обеспечения большей прозрачности рынков, а также путем способствования повышению уровня жизни и доступности продовольствия.

Наука, технологии и инновации: Основными механизмами сотрудничества должны быть (так в тексте, но созвучнее – стать) обмен и предоставление информации, касающейся политики и стратегий в области науки, технологий и инноваций; взаимовыгодное использование контактов и программ, направленных на развитие проектов в области инновационного сотрудничества между странами БРИКС, а также формулирование долгосрочных совместных программ, направленных на решение конкретных проблем.

Финансовое сотрудничество: Сферы сотрудничества включают в себя создание Нового банка развития и Пула условных валютных резервов, а так же обмен мнениями и точками зрения по основным вопросам повестки дня "Группы двадцати" и продвижение реформ международных финансовых институтов, в частности, Международного валютного фонда и Группы Всемирного банка.

Институциональная взаимосвязанность будет способствовать сотрудничеству и обеспечению единообразия относительно регулирования и процедур в странах БРИКС посредством упрощения торговли и повышения уровня согласованности и оперативной совместимости учреждений, механизмов и процессов.

Физическая взаимосвязанность:  Эффективное функционирование транспортной системы имеет ключевое значение для международной торговли и интеграции в глобальные производственные цепочки. Коммуникационная инфраструктура, информационные и телекоммуникационные технологии как ключевой инструмент логистической системы также в значительной мере способствуют ускорению роста и снижению издержек.

Контакты между людьми: Это направление будет и впредь способствовать взаимодействию между странами БРИКС, людьми и обществами, повышению мобильности деловых кругов, трудовых ресурсов и научного сообщества, развитию туризма и упрочению взаимопонимания и дружбы. Здесь выделены такие направления, как развитие образования, туризма и Мобильность деловых кругов и трудовых ресурсов.

Сотрудничество в сфере ИКТ: Странам БРИКС следует укреплять сотрудничество и содействовать совместным видам деятельности и инициативам по решению общих проблем в сфере ИКТ.

Взаимодействие с международными и региональными экономическими организациями и форумами.
Сотрудничество в рамках многосторонних органов и организаций будет дополнять двусторонние экономические связи между странами БРИКС. Участие стран БРИКС в деятельности региональных организаций укрепит их роль как региональных лидеров, будет способствовать развитию, устойчивому росту и межрегиональному сотрудничеству.

БРИКС и ВТО: Участники объединения вновь подтверждают ценность, центральную и первостепенную роль многосторонней торговой системы в деле регулирования мировой торговли и свою приверженность задачам укрепления открытой, транспарентной, недискриминационной, инклюзивной и подчиняющейся установленным правилам многосторонней торговой системы, воплощением которой является ВТО.

БРИКС и "Группа двадцати": Страны БРИКС привержены задаче укрепления роли "Группы двадцати" как основного форума международного экономического сотрудничества. Они будут продолжать активное участие в работе "Группы двадцати", обмене мнениями в целях дальнейшего укрепления международной финансовой и экономической архитектуры и обеспечения сильного, устойчивого, сбалансированного и всеобъемлющего роста.

Стратегия БРИКС принята лидерами стран БРИКС в 2015 году в г. Уфа (Российская Федерация). Шерпы будут пересматривать Стратегию БРИКС раз в пять лет или чаще, если это необходимо. Шерпы будут ежегодно предоставлять лидерам стран БРИКС отчет о ходе реализации Стратегии БРИКС.

Документы