Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

Олег Фомичев: Задача тактическая – максимально быстро доводить средства до субъектов Федерации в рамках федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства

02 февраля 2016 г.   Версия для печати
Поделиться ссылкой

Уважаемый Игорь Иванович! Уважаемый Алексей Валентинович! О тех штабных функциях, которые есть у Министерства экономического развития, и которые мы традиционно выполняли.

Вопрос стратегического планирования. Госпрограммы, если мы говорим о том, что они должны носить более долгосрочный характер должны ориентироваться на среднесрочную, долгосрочную повестку дня. Соответственно, в нашей деятельности по стратпланированию это три горизонта.

Краткосрочный, связанный с обсуждением, доработкой, представлением в Правительство Плана действий на 2016 год, направленного на стабильность социально-экономического развития. Эту короткую повестку нам необходимо максимально быстро отработать, тем более, что в проекте плана содержится ряд мероприятий, и который не такой короткий как кажется, на самом деле формирует предпосылки для того, чтобы, например, в части регуляторики, малого и среднего бизнеса, создавать стимулы для последующего роста среднесрочной и долгосрочной перспективы.

Тем не менее есть еще среднесрочная повестка дня. Правительство утвердило основные направления деятельности в мае прошлого года. К сожалению, мы пока не утвердили план мероприятий. Мы считаем, что к этому нужно вернуться для того, чтобы задать на два последующих года повестку работы.

И очень важный аспект  - это определение долгосрочных перспектив социально экономического развития. Прежде всего это связано с разработкой Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 или 2035 года. И в этом году - стратегический прогноз, который не просто предусмотрен законом о стратпланировании, но в целом, как документ, должен формировать основу для стратегии в виде формирования образа будущего России к 2030 году с рисками, вызовами, способами их преодоления и примерно балансированием ресурсного обеспечения между целями социально-экономического развития и оборонной безопасности, иными направлениями.

Если говорить о других направлениях уже за рамками штабных функции, непосредственно влияющих на социально экономическое развитие, безусловно, одним из важнейших является развитие малого и среднего предпринимательства. Здесь задачи не то, чтобы облегчились, но теперь нам будет сложнее говорить о том, что в наших руках находится мало инструментов, с созданием Корпорации по поддержке малого и среднего предпринимательства.  Значительная часть возможностей, в том числе и финансового обеспечения развития малого и среднего предпринимательства есть в Правительстве. Мы должны выстроить эффективное взаимодействие с созданной Корпорацией для того, чтобы финансовый блок развития был как можно более эффективным. Министерство экономического развития после создания Корпорации свои функции почти не потеряло, в том плане, что все нормативно-правовое регулирование и выработка политики по-прежнему остается в Министерстве. Ключевая задача - принять работоспособную Стратегию развития малого и среднего предпринимательства, не только как идеологический текст 30-страничный, но и как конкретный план мер по развитию малого и среднего бизнеса. И реализацию стратегии можно было бы выстроить в таком проектном режиме с установлением по годам конкретных целевых показателей и штабной работы на базе комиссии по поддержке малого и среднего предпринимательства. Мы соответствующие предложения подготовим. Безусловно, задача тактическая - максимально быстро, буквально недели в две, начать реализовывать, доводить средства до субъектов Федерации в рамках федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства. С тем, чтобы у нас ни как обычно к концу года субъекты получили средства, а получили их в начале года и была возможность соответствующие мероприятия профинансировать. Хоть и в два раза практически меньшем объеме, чем изначально планировалось.

Важный аспект в части поддержки малого и среднего предпринимательства  - это экспорт. И задача, которую мы на этот год перед собой ставим, - максимально эффективно, совместно с внешнеэкономическим блоком выстроить взаимодействие (Российский экспортный центр) РЭЦ и региональной инфраструктуры поддержки, созданной в рамках нашей программы. Подключить к этому Корпорацию МСП, с тем, чтобы максимально объединить усилия, создать нормальную систему, которая вплоть до муниципалитетов регионов позволяет выдергивать малые и средние предприятия  и выводить их на внешние рынки.

Не менее важный блок, чем МСП  - это блок совершенствования регулирования предпринимательской деятельности, прежде всего,  это вопросы связанные с развитием контрольно-надзорной деятельности. Задачи не новые, их фундамент заложен в прошлом году. Принято регулирование в части единого реестра проверок, тем не менее есть ряд задач. Эта работа только начата и  в этом году нам предстоит ее сделать. Прежде всего мы предлагаем, в том числе и в рамках того проекта плана на 2016 год, который есть, установление моратория на проведение проверок в отношении вновь создаваемых предприятий, инвестирующих в основные фонды. Это не только малый бизнес, но и любые гринфилды, создание которых связано с осуществлением инвестиций. Второе – введение института предварительной проверки жалобы. Чтобы контрольно-надзорные органы не на каждый «чих» выходили проверять, а только проверив, что жалобы имеют основание. Это либерализация проверочной деятельности – введение института предостережения о недопустимости нарушения в качестве первого шага вместо штрафа. Применение проверочных листов, так называемых чек листов, где будет полный набор требований к малому предприятию, которые станут проверяться. И целый ряд других – важных, на наш взгляд, мер, которые мы тоже предложили в рамках плана на 2016 год - это физическое сокращение мероприятий по контролю и надзору, внеплановым проверкам на 30% для самых массовых видов, в этом году из 10% процентов, с последующим сокращением на 20% внеплановых проверок. Еще две задачи в сфере контроля и надзора. Это «докручивание» риск-ориентированного подхода с выработкой соответствующих правил отнесения входящих субъектов в определенную категорию риска и все, что с этим связано, на базе пилотных ведомств, в том числе Ростехнадзора, МЧС, Роспотребнадзора и так далее. Оценка результативности и эффективности  - новые подходы, новые критерии, ориентация на конечные общественно-значимые показатели деятельности контрольно-надзорных органов.

Развитие сети МФЦ, включение в круг использующих эту сеть предприятий МСП с тем, чтобы бизнес мог в режиме «одного окна» получать услуги, которые государство ему должно предоставлять.

Важная задача - развитие системы аккредитации. В этом году была большая работа проведена Росаккредитацией по очистке рынка от недобросовестных участников, выявился ряд законодательных пробелов, относительно которых мы внесем соответствующий законопроект. И задача на этот год - обеспечение международного признания в рамках ИЛАК (Международная организация по аккредитации лабораторий) и  ИАФ (Международный форум по аккредитации), и фактически полная готовность к присоединению к комитету по химии ОЭСР в части GLP. Чтобы в любой момент, как только ситуация с ОЭСР будет разморожена мы могли в него вступать с созданной внутренней инфраструктурой.

Блок по саморегулированию и новый закон о саморегулировании должен быть в этом году, как минимум внесен в Государственную думу, как максимум – принят. Это задаст абсолютно новую конфигурацию института саморегулирования.

Оценка фактического воздействия, которую с этого года начинаем внедрять и часть вещей, прописанных для подзаконных актов, таких как one in – one out, правовые эксперименты, обязательное введение переходных периодов также начинает работать с этого года. Наша задача сейчас - их «докрутить».

Коротко про блок инновационного развития. Разработана и должна быть в ближайшее время внесена в Правительство Стратегия инновационного развития. Здесь ключевые задачи, которые в части компетенции Минэкономразвития находятся. Это предложения по реструктуризации институтов развития в сфере инноваций, перезагрузка программ инновационного развития компаний  с госучастием, уже в том числе на основе взаимодействия с корпорацией МСП для того, чтобы блок государственных закупок корпорации был ориентирован  не только на малые компании, но и на малые инновационные компании, на создание и внедрение новых технологий. Это поддержка территориальных инновационных кластеров, участие в национальной технологической инициативе и важная задача -  создание единого органа по интеллектуальной собственности на базе Роспатента.

В части социального блока основное магистральное направление, которое Минэкономразвития будет  продвигать, - это обеспечение доступа социально-ориентированных некоммерческих организаций и, вообще, негосударственного сектора к предоставлению государственных услуг. Сейчас только бюджетные организации их предоставляют на основе обеспечения доступа негосударственных организаций. Необходимо повышение эффективности государственных расходов в этой части и самое главное - повышение качества соответствующих услуг.


Файлы
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1