Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

Ольга Дергунова: Увеличение порога по дивидендам госкомпаний может принести в бюджет не менее 110 млрд. рублей

02 февраля 2016 г.   Версия для печати
Поделиться ссылкой

Первое и главное направление – это формирование доходной части государственного бюджета, а также средств на покрытие источников дефицита. Оно состоит из трех разделов.

Первый - приватизация государственных активов. По крупной приватизации идут дискуссии о расширении возможного списка в течение 2016 года. Как было сказано вчера на совещании: «прозрачный, понятный, предсказуемый подход должен быть положен в основу принятия решений». И это та задача, которая стоит перед нами именно по расширению возможного списка акций.

Однако есть список активов, в том числе и в массовой приватизации, которые позволяют существенным образом изменить структуру программы приватизации в 2016 году. А именно, перейти от продажи акций к продаже объектов казны. И на сегодняшний день это более 1200 объектов – здания, сооружения и другие объекты недвижимого имущества, уже внесены в программу приватизации. Это уменьшает стоимость одного актива и, повышает список возможных участников. Это меньшее количество денег, которое участники должны потратить на приобретение актива. И позволит существенным образом изменить, в том числе и спрос, и скорость продаж государственных активов в реализации программы приватизации.

Второй большой раздел, который формирует доходную часть, это источник от аренды имущества казны. В 2016 году мы планируем удвоить доходы от этого направления деятельности по сравнению с 2015 годом.

Третий по перечислению, но самый большой по сумме денежных средств, которые приходят в доход государства, это дивиденды государственных компаний. Как вы знаете, 25% – стандарт, менее которого государственные компании не уплачивают в бюджет Российской Федерации. На 2016 год мы вышли с предложением увеличить этот процент. И в том случае, если Правительство поддержит это решение, мы получим дополнительные источники дохода в размере не менее 110 млрд. рублей. Опять же в том случае, если это решение будет поддержано.

Задачу повышения плана по доходам и управление государственным имуществом ставит перед нами второе направление деятельности – это повышение эффективности государственного аппарата. 2016 год – это год, когда мы первый раз подведем итоги той системной работы, которая проводилась в 2014 и в 2015 годах. Ключевые показатели эффективности поставлены. Мы увидим отчеты об их исполнении в 2016 году. Были поставлены задачи по долгосрочным программам развития. Мы увидим результаты этой деятельности уже в 2016 году. Пример – Постановление Правительства о структуре годового отчета на годовых собраниях акционеров. Не только государство, но и все миноритарные акционеры увидят эти данные в годовых отчетах компаний, и это позволит нам систематизировать и сравнить эффективность деятельности государственных компаний между собой.

Как дополнительный инструмент, в 2015 году на Московской бирже мы запустили индекс государственных компаний, который опять же позволит сравнивать эффективность государственных компаний между собой и, исходя из этого, ставить следующие цели и задачи, как в области ключевых показателей эффективности, так и направлений деятельности и, в принципе, эффективности работы государственных организаций.

Мы также ориентированы на взаимодействие с организацией экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), предложили и надеемся реализовать проект по подсчету доли государственного сектора в национальной экономике. Это проект, который мы обсуждали много лет, сейчас находит поддержку и его восприятие у наших коллег в ОЭСР. Он даст нам универсальный инструмент подсчета и анализа эффективности деятельности по работе с государственными компаниями и принятию решений, в том числе, о наращивании госсектора на субъектовом и муниципальном уровне.

Третья задача по перечислению, а не по значимости, - это взаимодействие с субъектами и муниципалитетами в рамках введения нового земельного законодательства. 1 марта 2015 года вступил в силу земельный кодекс. Это упростило механизм передачи с незастроенных земельных участков в субъекты и муниципалитеты и, к сожалению, тот алгоритм, который описан в законе, не до конца правильно интерпретируется или понимается служащими на местах в муниципалитетах и субъектах. Мы разработали специальную программу обучения для субъектов и муниципалитетов для того, чтобы массовые запросы, а их действительно, тысячи, и гектары которые просят муниципалитеты разнятся - от 6 соток до 20 тысяч гектар в момент этой передачи, но комплект документов одинаково непонятен при таких запросах. Мы разработали программу семинаров, вместе с субъектами и муниципалитетами будем вводить бизнес-процессы и  административные регламенты, которые позволят ускорить, упростить, а самое главное – устранить коррупцию на этапе решения этой задачи.

Четвертая задача, которая лежит в основе ускорения ввода имущества в хозяйственный оборот, это электронная регистрация в реестре федерального имущества всех тех документов по объектам недвижимого имущества, которые организации – федеральные органы власти – должны вносить, начиная с 18 декабря 2015 года. Мы уходим от стопок документов с ошибками ввода данных в реестр федерального имущества. Переход на электронный документооборот и обязательную электронную форму ввода этих данных позволит быстрее видеть то имущество, которым мы располагаем, и быстрее принимать решения или об отчуждении имущества через программу приватизации, или об эффективном вводе в хозяйственный оборот через аренду или закрепление за федеральными органами власти.  

Алексей Улюкаев: Несколько лет назад мы научились очень качественно, эффективно и прозрачно проводить приватизационные процедуры на растущем рынке. 2011, 2012, 2013 – блестящие, я считаю, годы, когда были проведены приватизационные сделки по мировым стандартам. В 2014-2015 годах рынок упал и продолжал падать, и мы ждали, когда же ситуация изменится. Сейчас пришло осознание того, что ждать больше некуда, ситуация действительно, критичная бюджетная. Общая турбулентность рынков финансов не дает основания нам ожидать какого-то отскока, восстановления и т.д. Теперь вызов состоит в том, чтобы провести не менее качественные, эффективные и прозрачные сделки на этом чрезвычайно неблагоприятном рынке. Если мы справимся с этой задачей, я считаю, это будет чрезвычайно важный проект.


Файлы
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1