Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

Минэкономразвития поддерживает передачу администрирования по страхвзносам от фондов в ФНС

22 марта 2016 г.   Версия для печати
Поделиться ссылкой

Статс-секретарь - заместитель Министра экономического развития Олег Фомичев принял участие в конференции "Оптимизация госконтроля и снижение административной нагрузки на бизнес".

Участники обсудили вопросы повышения эффективности взаимодействия предпринимательского сообщества и государства в совершенствовании контрольно-надзорной деятельности и снижении административной нагрузки на бизнес.

Отвечая на вопрос по предложениям Минфина по стахвзносам, Олег Фомичев сообщил, что Минэкономразвития поддерживает передачу администрирования от фондов в ФНС, которая содержится в указах Президента.

Он также отметил, что по вопросам снятия порогов и увеличения нагрузки сейчас идет экспертная дискуссия и экономическая оценка возможностей.

Олег Фомичев сообщил, что в прошедшем году Минэкономразвития была продолжена работа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и коротко остановился на основных нововведениях.

По его словам, с 1 июля 2015 года в России заработал Единый реестр проверок, с начала текущего года в нем содержится информация почти о 570 тыс. проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из которых порядка 230 тыс. плановых, 340 тыс. внеплановых. Он также отметил, что рядом ведомств начата работа по интеграции своих ведомственных систем с реестром, что позволит избежать дублирования ввода информации и ее большей достоверности.

Замминистра обратил внимание, что серьезное нововведение прошлого года - это так называемый «межвед» в контроле и надзоре, аналог того, что  было создано в сфере госуслуг. Он представляет собой запрет истребования при проверке документов и информаций, которые находятся в распоряжении других ведомств. «Мера достаточно важная, с 1 июля 2016 года она должна заработать, - подчеркнул он. -  Подготовительная работа, которая сейчас ведётся,  показывает, что сведений таких очень много и они, действительно, оказывают существенное негативное влияние с точки зрения издержек на подготовку документов”. Минэкономразвития подготовило правила межведомственного взаимодействия в контрольно-надзорной сфере, они всеми согласованы и на этой недели будут внесены в Правительство РФ.

Ключевым решением прошлого года, стало подписание Президентом, подготовленного Минэкономразвития, 246-ФЗ, согласно которому с 1 января 2016 года в течение трёх лет не будут проводиться плановые поверки в отношении добросовестного малого бизнеса, который не привлекался к ответственности за грубое нарушение обязательных требований. По словам Олега Фомичева, для обеспечения применения «надзорных каникул» вся нормативная база создана и есть случаи, когда малые предприниматели подавали соответствующие заявления о необходимости прекращения в отношении них надзорных мероприятий или исключения их из реестра плановых проверок на основании того, что они соответствуют требованиям ФЗ. По данным, представленным контрольно-надзорными органами, на которых приходится более 72% всех плановых проверок (МЧС, Ростехнадзор, ФНС, Ространснадзор, Россельхознадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Роскомнадзор), они сократили почти на 165 тысяч таких проверок, запланированных на 2016 год. Это около 20% от общего числа проведённых плановых проверок в 2015 году. «Несмотря на это, количество внеплановых проверок не выросло, они остались на том же уровне прошлого года, поэтому пока нет оснований говорить о том, что плановые проверки перетекают во внеплановые», - заявил он.

Второй новеллой 246-ФЗ стало создание правовой рамки для применения риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении проверок. Данная модель способна повысить эффективность и результативность контроля. Однако, по словам представителя Минэкономразвития, она сама по себе является риском, если говорить о рисках давления на бизнес. «Мы должны думать об инструментах, которые ограничили бы возможности ее использования в негодных целях, - отметил он.  - Кроме того, новый подход потребует и новый инструментарий – мы должны признавать проверки слишком затратными, чтобы пользоваться ими в таком количестве». Сейчас необходимо регламентировать новые виды контрольных мероприятий, в первую очередь, проводимых без взаимодействия с самим проверяемым, а также профилактический инструментарий.         

Олег Фомичев заметил, что в ближайший месяц необходимо решить ряд задач оперативного характера. К ним относятся  поручения Президента, данные по результатам встречи с ОПОРОЙ России, и ряд мер, предусмотренных недавно принятым планом Правительства.

Среди них, введение правила «первого предупреждения» для субъектов МСП при совершении впервые административного нарушения. «Мы разработали поправки в КОАП, обсудили с бизнес-объединениями, – отметил замминистра. - Предполагается установить унифицированный механизм замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение как безальтернативную санкцию при следующих условиях: если совершено впервые, отсутствует причинение вреда, лицо согласно с правонарушением и согласован срок для их устранений». По его словам, такая конструкция поддерживается и субъектами предпринимательства, и экспертами, которые участвовали в разработке законопроекта. «В таком виде мы планируем его представить сначала в правительство, затем в Госдуму», - сказал он.

Планируется также ввести обязательную идентификацию личности заявителя при рассмотрении органами контроля (надзора) жалоб, в том числе направленных в форме электронного документа. «Очевидно, что анонимные жалобы зачастую используются в качестве способа давления на бизнес как со стороны конкурентов, так и недобросовестных чиновников», - отметил Олег Фомичев. Если говорить об электронных жалобах, по его словам, все согласны с тем, что только при условии идентификации заявителя в ЕСИА жалоба может стать основанием для проведения внеплановой проверки. «Мы также обсуждаем сейчас возможность наделения должностных лиц дополнительным усмотрением, позволяющим не реагировать на все поступающие жалобы, - сообщил он. - Этот вопрос, а также то, что делать с жалобами, поступающими обычной почтой, являются дискуссионными. В ближайшее время, полагаю, мы представим окончательное видение решения по данному вопросу».  

Отдельным пунктом Правительственного плана является предложение Минэкономразвития установить специальные пороговые значения – физические ограничения для числа проверок. «Мы считаем, что по наиболее массовым видам надзора вполне возможно дополнительно сократить текущие планы проверок на 30%,  - пояснил заместитель Министра. - Полагаем, такое решение потребует специального указа Президента РФ».

По словам Олега Фомичева, в рамках совершенствования законодательства о государственном контроле (надзоре) будет подготовлен ряд точечных изменений в 294-й закон, предусматривающих возможность использования риск-ориентированного подхода при организации и проведении внеплановых проверок, применение чек-листов, введение права направлять предостережения о недопустимости нарушения закона (без проведения проверки), что могло бы снизить издержки на проверки и вообще не доводить дело до разбирательств в рамках КоАП.

Он также отметил, что в соответствии с поручением Президента РФ Минэкономразвития России подготовлен и внесен в Правительство проект распоряжения об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в 2016-2017 годах. «Надеемся, что до конца марта все необходимые согласительные процедуры проведём», - отметил он.


Файлы
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1