Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Новости

Евгений Елин: Мы намерены полно и достоверно отразить все объекты, создающиеся за счет бюджета

02.02.16

Уважаемый Игорь Иванович, Уважаемый Алексей Валентинович!

Задача департаментов - фактически и есть ответы на те проблемы, которые, по нашему мнению, являются критичными. Исходя из этого понимания, задачи, которые мы видим в области государственных инвестиций.

Прежде всего, в 2016 году мы намерены ввести понятие "обоснование инвестиций". Мы намерены нормативно и технологически их закрепить, как первый этап проектирования. Соответственно решения Правительства о бюджетных инвестициях должны приниматься при наличии такого обоснования, прошедшего Главгосэкспертизу.

В адресную программу будет включаться объекты с точным расположением и понятными в пространстве и конструктивными решениями, а следовательно, и достоверной стоимостью. Сейчас мы идем по другому пути и используем объекты-аналоги, и конечная стоимость может варьироваться в больших пределах. Вспоминаем Димитровград, который увеличился с 14 до 20 млрд. руб. в процессе принятия решения до его реализации. Исчезнет проблема объектов, необеспеченных документацией, либо объектов без решений, так называемых «мешков», за что нас постоянно критикует Счетная палата. У нас постоянные дискуссии из-за этого с Министерством финансов. Исчезнет проблема удорожания объектов, отклонения будут возможны исключительно в сторону удешевления. И наконец, появится хоть содержательный смысл такой операции, как технологическая и ценовая экспертиза.

Это еще не все. У бизнеса появится возможность использования проектов повторного применения для простых объектов, а для сложных объектов мы сможем заключать контракты сразу же на проектирование и строительство. Дело не только в сокращении сроков, а в первую очередь, в появлении мотивации для строителей - не увеличивать стоимость объекта, а наоборот, уменьшать, потому что появляется в этом объективная заинтересованность.

Ну и, наконец, для населения это даст возможность при принятии решения Правительством уточнять, какое здание и где будет построено, как оно будет выглядеть, на каком земельном участке расположено. Но для реализации этой задачи нам потребуется принятие трех законов и порядка 13 постановлений.

Вторая задача связана с необходимостью отражать в инвестиционной программе объекты госкорпораций и дочерних организаций, а также дочерних организаций акционерных обществ, на создание которых используются средства бюджета.

Эти первые две задачи позволят обеспечить полноту и достоверность отражения всех объектов, создающихся за счет бюджета.

Третья задача связана с принятием решения об отказе использования механизма ФЦП. Нам придется в течение года разработать новый механизм программно-целевого управления и имплантировать его, вероятней всего, в методологию госпрограмм. Сегодня сам механизм госпрограмм, в первую очередь, служит инструментом прогнозирования и планирования. А вот блок управления был вложен в ФЦП. Соответственно, все эти механизмы нам придется переформатировать и интегрировать. Мы считаем, что в качестве пилотного проекта в течение года мы все сможем отработать на проекте ОПК: ликвидации программы и интеграции ФЦП в госпрограммы.  В случае положительного результата использовать наработанную модель для других программ. Единственное условие, что этот механизм должен служить основанием для  заключения контрактов, гарантировать обязательства государства при их реализации и позволит планировать результаты, а не расходы, при сохранении операционного контроля Правительства.

В этом блоке у нас появляются факультативные задачи: большое количество территориальных органов подразделений и управлений испытывает  дефицит обеспечения служебными помещениями. За последние 4 года мы на эти цели истратили более 78 млрд. рублей. Каждый ГРБС (Главный распорядитель бюджетных средств) сегодня сам решает проблему для себя. По факту мы получаем, что зачастую в одном и том же муниципальном образованиями разными ГРБСами приобретаются или строятся абсолютно разные здания. Мы готовы подготовить предложение, чтобы эти функции централизовать. И более того, мы считаем разумным передачу единому заказчику (допустим эти функции возложить на Росимущество). Тогда появится компактное размещение. Обычно, ежегодно мы планируем порядка 18 млрд. руб., в этом году  -  порядка 9 млрд. руб. предусмотрено на эти цели для ГРБС на те ассигнования, которые уже есть в бюджете. Централизация нужна для того, чтобы меньше строить и новое строительство рассматривать только как крайнюю меру, если других возможностей нет.

Задача в области государственных закупок и закупок юридических лиц с государственным участием. Объем закупок составляет порядка 40% ВВП. Объем закупок только одной компании Роснефть составляет более 4,5 трлн. рублей, что фактически сопоставимо со всеми закупками для федеральных нужд. Первая задача, которую мы хотим решить, –  повысить конкуренцию при закупках компаниями с госучастием в диапозоне до 200 млн. рублей. Ожидаемое среднее количество подаваемых заявок должно достичь 3. Это тот показатель, который уже достигнут в контрактной системе. В этом диапазоне, в среднем подается на сегодняшний день 1- 2 заявки на участие. Наименее конкурентные процедуры у нас наблюдаются при закупках до 10 млн. рублей. Для примера транспортные средства - показатель спускается ниже 1 и составляет 0,8 заявки. В связи с этим складывается ощущение, что машинами вообще никто не торгует. Мы не обеспечили создание привлекательных условий для создания и участия в закупках или не ликвидировали возможность наложения прямых или косвенных ограничений. Именно в этом диапазоне участвуют малые и средние предприятия. Их трудности связаны с тем, что крайне сложно разобраться в разнообразии применения положения о закупках.

Мы насчитали при закупках юрлиц. 3,5 тысячи применения способа закупок в течение года. Отсутствует единый перечень документов для подачи заявок и каждый «упражняется» как может. Велика сложность получения банковских гарантий, сроки взаиморасчетов по таким контрактам достигают 7,8 месяцев, что на сегодняшний день неприемлемо. Также есть возможность  у заказчика отказаться от заключения договора, что делает бессмысленными проведение конкурсных процедур. С другой стороны, нужно отметить, что количество предприятий, обладающих компетенциями, является ограниченным.

На конкуренцию влияет расширение государственного сектора. За 2015 г. было создано более 700 предприятий  (ГУПОВ) в наиболее конкурентных сферах: утилизация бытовых отходов, озеленение, строительство дорог, размещение рекламы, аптеки, ритуальные услуги, - это то, где мы создавали государственные унитарные предприятия. Эти предприятия получают субсидии, и фактически выводят из под конкурентного рынка целые разделы хозяйственной деятельности, при том наиболее привлекательной. План необходимых действий для решения наиболее проблемных задач нами сформирован и будет осуществлен. Он включает  изменение законодательства и целый ряд других мер правового регулирования.

Вторая задача в области госзакупок. Нам необходимо создать механизм, который  ограничивал бы потери бюджета от применений протекционистских мер в отношении отечественной продукции. Потери возникают из-за того, что возникает рост цен выше рыночных. Рост цен вызван введением запретов ограничения закупок иностранных товаров или ценовой преференцией. В настоящее время ограничение распространяется на  420 видов товаров. Мы видим, что эти ограничения дали рост цены более, чем на 40% в госзакупках. Неограниченные по времени протекционистские меры приведут и к качеству продукции. Решение этой проблемы есть: если мы такие меры принимаем, то необходимо принимать на ограниченный период, а не навсегда. Такие предложения мы подготовили.

Следующая проблема, с которой мы столкнулись, сильно влияющая на цены, – это  значительное количество закупок у единого поставщика по отдельным принятым решениям. В 2015 г. таких закупок по отдельным решениям мы осуществили на сумму более 500 млрд. рублей – это 44% закупок у единого поставщика и 7% от всех закупок. Здесь решение простое - необходимо разработать порядок подготовки обращения к Президенту за принятием таких решений.

Последняя задача, на которой хотел бы остановиться, - это необходимость снижения трансанкционных  издержек в контрактной системе. Затраты только на обязательное обучение в год, по нашей оценке, составляют порядка 4,5 млрд. рублей. Это фактически «серый рынок корочек», который мы создали. Затраты на предоставление выписок из ЕГРЮЛ, - это более 2,5 млрд. рублей в год. В 2016 году мы в состоянии осуществить переход на современные электронные технологии, заменить обязательное обучение  сертификации ключевых специалистов, тем самым сократить объем издержек не менее чем на 5 млрд. рублей в год.

В области развития секторов экономики. Мы предполагаем серьезно модернизировать отраслевые мониторинги и перейти от научного-познавательного характера, к прикладному и в первую очередь, давать оценку влияния применяемых мер господержки, как для развития отрасли, так и на увеличение экспортного потенциала. Мы намерены организовать мониторинг системообразующих предприятий. Здесь нам предстоит в первую очередь, определиться, какие именно предприятия мы считаем системообразующими. Они не является именно крупными предприятиями. Скорее уже предприятия, которые обладают незаменимыми компетенциями, либо ключевым экспортным потенциалом. И наконец, мониторинг госпрограмм с его совершенствованием даст возможность оценивать выполнимость конечной цели и создание тех продуктов, ради которых эти госпрограммы и были сформированы. Вот такие задачи стоят перед нами.

Спасибо.

Алексей Улюкаев: Параметры, о которых вы говорили, являются максимально бюджето-эффективными или неэффективными. Это громадная возможность, чтобы существенно повысить эффективность всех наших бюджетных расходов. Если мы добьемся введения института референтных цен, тогда 20-ти кратная нынешняя амплитуда при массовых закупках сильно сожмется. Это конечно, огромная экономия.

Второе. Если мы перевернем пирамиду множительности видов закупок, хотя бы до тех 4-х, которые мы в 44-ФЗ имплементировали конкурентных видов закупок, распространимых на 223-ФЗ – это огромный, специальный проект.

Третье, если по проектам считать, это переориентация субсидирования наших отраслей промышленности – поощрение внутреннего спроса, внешнего спроса. У нас есть проблема: переразмеренные отрасли экономики. Их размер никогда не будет соответствовать предсказуемой динамике внутреннего спроса.  Поэтому единственным выходом из переориентации переразмеренных отраслей является внешний спрос и  эффективный маневр, в том числе и нашей деятельности по поддержке субсидирования, на субсидирование не внутреннего рынка, а внешнего рынка,  экспорт, предэкспортная подготовка, страхование, гарантии и т.д.

Документы