Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

Денис Трефилов: Безусловным приоритетом является наращивание несырьевого экспорта

02 февраля 2016 г.   Версия для печати
Поделиться ссылкой

Безусловным приоритетом внешнего блока является наращивание несырьевого экспорта. Текущие макроэкономические условия, в первую очередь, курс рубля повысили конкурентоспособность российской продукции на внешних рынках. И мы полагаем, что необходимо использовать сложившуюся ситуацию для капитализации наших возможностей и сконцентрировать имеющийся потенциал финансовой и не финансовой поддержки для реализации этой цели.

Министерством подготовлены предложения в план первоочередных мер, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году. Предложения по финансовому механизму поддержки, которые предусматривают как сохранение традиционных механизмов, таких как субсидирование процентной ставки по экспортным кредитам через наши институты развития - Внешэкономбанк, Росэксимбанкбанк, а так же средства на капитализацию Росэксимбанкбанка, которые позволят повысить его финансовую устойчивость и привлечь необходимое фондирование для предоставления экспортных кредитов.

 Наряду с этим мы предлагаем в 2016 году запустить дополнительные программы поддержки экспорта, такие как компенсация затрат экспортеров на потентование, сертификацию, лицензирование продукции на внешних рынках, а так же участие в специализированных международных мероприятиях для проведения маркетинговых исследований рынков зарубежных стран.

Мы также считаем крайне важным поддержать отраслевые направления и предусмотреть в ряде отраслевых программ меры и механизмы поддержки экспорта. В качестве примера хотелось бы привести программу по поддержке экспорта автопрома, где предусмотрены новые виды субсидий российским автопроизводителям на возмещение затрат на логистику при экспорте, а так же локализацию продукции под требования стран-импортеров.

В области нефинансовой поддержки экспорта мы планируем оптимизировать работу по проектной деятельности с учетом создания новых институтов - Корпорации поддержки малого и среднего предпринимательства, а так же Российского экспортного центра. Мы видим, что взаимодействие этих институтов даст необходимую синергию для привлечения малых и средних региональных компаний на внешние рынки. Особое внимание уделим разработке механизма поддержки экспорта продукции субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием инфраструктуры региональных центров поддержки экспорта.

Мы полагаем также крайне важным завершить работу по формированию законодательной базы в области поддержки экспорта. В прошлом году министерством подготовлен и внесен в правительство РФ проект федерального закона о поддержке экспорта. Хотел отметить, что закон согласован всеми ведомствами без замечаний. Это лучше всего свидетельствует о том, что закон разработан своевременно и необходимо его в кратчайшие сроки принять. Мы рассчитываем, что данный закон станет базовым документом, который создаст взаимосвязь между тем инструментарием который у нас есть и ответственностью федеральных органов исполнительной власти, в том числе отраслевых, которые занимаются поддержкой экспорта. Этот комплекс мер, который был выше обозначен, на наш взгляд, позволит значительно приблизиться к нашей задаче по наращиванию несырьевого экспорта в 2016 году и достижению целевого показателя в 6%, поставленной президентом.

Безусловно, эффективная работа в части развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве остается для нас главным приоритетом. Страны СНГ являются для нас основным рынком сбыта промышленной продукции, в том числе с глубокой степенью переработки. Поэтому мы продолжим выстраивание конструктивного диалога со всеми странами постсоветского пространства, которые дружественно настроены в отношении к нам.

Важной задачей мы также видим построение наднациональных институтов ЕАЭС, которые начали работать с начала года в новых условиях с присоединением Армении и Киргизии. Мы видим очень важным реализовать задачу по совершенствованию системы принятия решений и реализации тех полномочий и компетенций, которые были возложены и перенесены на наднациональный уровень.

Безусловным приоритетом является задача повышения роли Союза в международной торговой системе, которая будет обеспечиваться через выстраивание разноформатного сотрудничества с третьими странами. В первую очередь,  с нашими ключевыми торговыми партнерами. Здесь востребованным является формат, который мы используем, формат соглашения зоны свободной торговли и преференциальные  соглашения. Ведем соответственно переговоры с рядом стран по заключению соглашений. В этой работе мы исходим из идеологии сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса шелкового пути.  Мы также считаем крайне важным продолжить работу в рамках соглашения о зоне свободной торговли с Вьетнамом и исходим из необходимости реализовать те преимущества, которые дало соглашение по доступу нашей продукции на вьетнамский рынок.

Особое внимание уделим взаимодействию по линии АСЕАН и ШОС. Со странами АСЕАН мы полагаем возможным активизировать рамочное сотрудничество в формате ЕАЭС - АСЕАН. Партнерство в рамках ШОС рассматриваем базовым для формирования в долгосрочной перспективе континентальной зоны свободной торговли с участием как действующих, так и будущих членов организации, таких как Индия и Пакистан, а так же государств-членов ЕАЭС, которые вступают  в ШОС наблюдателями - Армения и Белоруссия.

Серьезное внимание уделим подготовке в этой связи к проведению в Сочи саммита Россия- АСЕАН, на полях которого планируем организовать обширную деловую программу с привлечением бизнеса стран ЕАЭС.

Несмотря на то, что мы стали активнее взаимодействовать с партнерами на востоке и продолжать интеграционные процессы в рамках ЕАЭС, Европейский союз и Северная Америка остаются нашими партнерами. В отношениях со странами Европы и Северной Америки в 2015 году нам удалось не опустить ситуацию ниже точки невозврата, сохранить большинство деловых связей и проектов, несмотря на санкционную политику наших партнеров. В целом, мы видим робкое, но движение навстречу. Для того, чтобы реализовать этот потенциал движения вперед, создан новый инструмент двустороннего взаимодействия российских и европейских деловых кругов – «бизнес-платформа». Продолжим его широкое использование в 2016 году.

В 2015 году был сохранен и межправительственный диалог в рамках наших МПК. Проведено 9 заседаний. На 2016 год мы сформировали план. С начала года он начал активно реализовываться. Продолжим работу в этом формате со всеми европейскими и американскими партнерами, кто будет к этому готов.

Если с большинством стран ЕС мы видим подвижки, то позиция Еврокомиссии пока ориентируется, скорее, на страны, выступающие за жесткую линию по отношению к России.

Полагаем, что в текущей ситуации важно накапливать позитивные тенденции в отношениях со странами ЕС, развивать бизнес-диалог и быть готовым к перезапуску наших отношений, естественно, с учетом наших национальных интересов.

Россия и ЕС имеют широкий перечень общих интересов и в перспективе мы понимаем, что наша стратегическая цель – формирование комфортной и безбарьерной среды от Лиссабона до Владивостока.

По международным организациям. Продолжаем работу в рамках ОЭСР. На утверждение в Правительство внесен комплексный план работы по взаимодействию с ОЭСР на 2016 г., призванный систематизировать взаимодействие министерств и ведомств с организацией.

Проводится работа по формированию стратегии дальнейшего участия в ВТО с учетом результатов Министерской конференции в Найроби. Подготовим предложения по конкретным направлениям, на которых Россия выступит с собственными инициативами.

Последний момент, который хотелось бы отметить: мы видим необходимость изменить подход Российской Федерации к заключению соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Готовим концепцию совершенствования договорно-правовой базы в этой сфере.

Спасибо!


Файлы
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1