Новости

Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект направленный на совершенствование учета иностранных инвестиций в Российской Федерации

09.12.16

9 декабря 2016 года заместитель Министра экономического развития РФ  Алексей  Ведев представил на пленарном заседании Государственной Думы РФ проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (в части распространения полномочий Банка России по самостоятельной организации статистического учета на всю статистику внешнего сектора). По итогам заседания, большинством голосов законопроект принят в I чтении.

 

Алексей Ведев: Законопроект разработан в соответствии с поручением Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева и направлен на расширение информационной основы принятия решений в области государственной экономической политики, нацеленных на улучшение инвестиционного климата и привлечение иностранных инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации.

Основной целью законопроекта является наделение Банка России полным объемом полномочий для совершенствования учета иностранных инвестиций в Российской Федерации.

С 2013 года Банк России наделен функцией официального статистического учета прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж. В рамках данного направления деятельности Банком России создается полноценная информационная система, основанная на данных регулярной отчетности организаций, охваченных отношениями прямого инвестирования. На основании указанной системы с 2015 года осуществляется составление и публикация детализированной  информации о накопленных остатках прямых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию и по субъектам Российской Федерации в разрезе стран-контрагентов и видов экономической деятельности.

Учет других, отличных от прямых, категорий иностранных инвестиций на уровне субъектов Российской Федерации в настоящее время не осуществляется. Такая ситуация обусловлена как особенностями формирования данных, не позволяющими идентифицировать региональную принадлежность сторон сделок (например, в случае портфельных инвестиций, торговых кредитов), так и объективными сложностями организации полного учета в отдельных секторах экономики (например, по операциям физических лиц).

Вместе с тем, решение задач государственной экономической политики обуславливает потребность в более широком наборе показателей, характеризующих состояние инвестиционного климата и вложения  иностранных инвесторов в экономику регионов.

Разработка показателей иностранных инвестиций в агрегированном виде в целом по Российской Федерации проводится в рамках формирования Банком России системы макроэкономических данных по внешнему сектору экономики Российской Федерации.  Соответственно, решение задачи детализации указанных данных на уровне субъектов Российской Федерации должно осуществляться также в рамках указанной системы с тем, чтобы обеспечить сбалансированность и согласованность региональных показателей иностранных инвестиций в составе таких наборов макроэкономических данных, как платежный баланс, международная инвестиционная позиция, внешний долг страны.

В связи с изложенным, а также принимая во внимание эффективность законодательно реализованного подхода в части наделения Банка России полномочиями по самостоятельной  организации статистического учета прямых инвестиций, законопроектом предлагается распространить указанный подход на все наборы данных статистики внешнего сектора, формируемой Банком России: платежный баланс Российской Федерации, международную инвестиционную позицию Российской Федерации, статистику внешней торговли Российской Федерации услугами, статистику внешнего долга Российской Федерации, статистику международных резервов Российской Федерации, статистику прямых инвестиций.  При этом  целям формирования условий для разработки сбалансированной региональной системы показателей иностранных инвестиций будет служить наделение Банка России правом самостоятельно определять перечень респондентов, порядок и формы предоставления ими статистических данных, а также самостоятельно утверждать методологию составления данных.

Кроме того, для обеспечения надлежащего качества учета иностранных инвестиций законопроектом предлагается закрепить право Банка России запрашивать и получать необходимую информацию у всех категорий респондентов, включая юридических лиц, не являющихся кредитными организациями.

Положения проекта федерального закона соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

 

Документы