Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

Алексей Улюкаев: Мы обсудили возможности и механизмы перехода к формированию экономического партнерства в рамках ШОС

18 марта 2016 г.   Версия для печати
Поделиться ссылкой

Стенограмма брифинга Министра экономического развития России Алексея Улюкаева по окончании встречи министров экономики и торговли России, Казахстана, Китая, Киргизии и Таджикистана.

Состоялась  встреча министров экономики и торговли по вопросу создания экономического партнерства на пространстве ШОС. В мероприятии приняли участие Министр национальной экономики Республики Казахстан Ерболат Досаев, заместитель Министра коммерции Китайской Народной Республики  Айцин Фан,  Министр экономики Киргизской Республики Арзыбек Кожошев,  Министр экономического развития и торговли Республики Таджикистан Неъматулло Хикматуллозода.

Мы обсудили возможности  и механизмы перехода к формированию экономического партнерства в рамках ШОС.

Шанхайская организация сотрудничества создана 15 лет назад и зарекомендовала себя как  влиятельный, эффективный политический орган. Организация призвана и способна решать серьезные противоречия, гармонизировать дисбаланс политический, способствовать глобальной  стабильности.

Настала пора, с нашей точки зрения, использовать текущий экономический потенциал, который за эти 15 лет кратно вырос у  всех стран –участников. В этой связи в декабре председатели правительств стран дали мандат министрам экономики на то, чтобы проработать механизмы, формы, способы для того, чтобы такого рода экономическое партнерство было инициировано. Была проведена работа экспертов, она продолжалась и  здесь в Москве, вчера и сегодня. И на основе этой  работы был предложен вариант концепции формирования экономического партнерства, и «дорожной карты» продвижения к ним. Все сегодня выступавшие министры  согласились с нашим совместным заявлением. Это будет отражено, с таким подходом: поэтапно, с учетом специфики  той страны, в которой находится на том или ином этапе экономического развития, постепенно двигаясь к формированию  экономического партнерства, с тем, чтобы мы изучили  целесообразность формирования долгосрочной перспективы зоны свободной торговли  в рамках нашей организации.

Мы рассчитываем, что к июню, когда в Ташкенте соберутся лидеры стран-членов ШОС, и концепция, и «дорожная карта» экспертами стран будут отработаны с тем, чтобы дать возможность нашим политическим руководителям принять соответствующие решения.

Вопрос: Для России какие будут приоритеты этого нового механизма, какие выгоды получит российская экономика?

Российская Федерация – страна с открытой экономикой очень сильно зависит от экспорта, от импорта, поэтому мы занимаем активную позицию в рамках ВТО и поддержали соглашение об упрощении режимов торговли. В каком-то смысле то, о чем мы сейчас договоримся в рамках ШОС, это дальнейший шаг на этом пути. Мы хотели бы более продвинутое соглашение об упрощении условий торговли, чтобы все-таки формировался глобальный общий рынок наших стран – рынок и товаров, и услуг, и инвестиций. Опять-таки понимаем, что это делается не одномоментно, что нужно пройти определенный путь развития, но сейчас есть и серьезные ограничения в глобальной торговле. Мы видим, что темпы в глобальной торговле, которая еще 10-15 лет назад были локомотивом экономического роста, сейчас, наоборот, являются сдерживающим моментом. И здесь мы видим, с одной стороны, и риски, и с другой стороны, - возможности для того, что бы, улучшая условия торговли, инвестиций, способствовать зрелому росту экономики.

Вопрос: В каком году может быть создано экономическое партнерство между ЕАЭС и ШОС?

Я не хотел бы предвосхищать решения, которые будут принимать руководители наших стран. Мы, Министры экономического развития, эксперты будем стараться подготовить такие решения, которые  будут потом реализованы, но еще раз оговорюсь, что это в компетенции наших глав.

Вопрос: Когда мы говорим о перспективах ШОС и ЕАЭС, какие шаги будут предприняты? И еще один вопрос, если сравнивать с Транс-тихоокеанским партнерством, какие будут преимущества?

Шаги, о которых я уже сказал, это те, которые упрощают развитие торговли, открывают доступы на взаимные рынки товаров и услуг, способствуют развитию инвестиционного сотрудничества, совместных инвестиционных проектов, развитие взаимных инфраструктур, потому что снижают транзакционные издержки для бизнеса и способствуют его развитию.

Сравнивать с другими интеграционными проектами не просто. Относительно ТТП, мы вообще знаем не много, Транс-тихоокеанское – это гораздо более продвинутая форма, оно у 12 стран принято. Мы считаем, что там многое интересно и стоит внимательно изучить. Мы конечно же, хотели бы строить такую форму экономического партнерства, которая максимально отвечает, с одной стoроны, уровню развития наших экономик, с другой, тем задачам, которые мы ставим перед своим социально-экономическим развитием.

Вопрос: То есть ТТП, может быть своего рода противовесом партнерствам в рамках ШОС?

Нет. Думаю, неправильно употреблять термин «противовес». Но это серьезный мотиватор для того, чтобы мы свои усилия в формировании экономического партнерства максимально быстро и эффективно реализовывали.

Вопрос: Можете пояснить по зоне свободной торговли (ЗСТ) в ШОС. Это будет полная ЗСТ? Каков ее формат?

Мы договорились о целесообразности изучения. Мы не можем, не изучив вопрос о целесообразности, заранее сказать, какая будет форма.

Вопрос: А между отдельными странами могут быть достигнуты соглашения?

Конечно, могут быть. Надо понимать, что если говорить о тех странах, которые одновременно являются участниками ШОС и ЕАЭС, то полномочия здесь по формированию ЗСТ переданы на наднациональный уровень. С другой стороны, все полномочия в области  торговли услугами и инвестиции остаются на национальном уровне. Поэтому можно было бы думать, что речь может идти о сложной системе многосторонних, в отношении товаров, и двусторонних – там, где касается торговли услугами и инвестиций.


Файлы
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1