Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Новости

Максим Орешкин: стабилизация ожиданий - одна из основных задач Правительства на 2017 год

13.01.17

Максим Орешкин: Доброе утро!  У нас действительно, последние 10-15 лет складывается ситуация еще более интересно – одни и те же люди, переходя из Центрального банка в Минэкономразвития России, из Минэкономразвития  в  Минфин – меняли свою точку зрения  и критиковали свою старую позицию.

Говоря о денежно-кредитной и бюджетной политике последних двух лет, можно сказать, что она была абсолютно адекватной тем вызовам, которые стояли перед страной – серьезные внешние шоки, необходимость адаптации, и результат мы уже видим. Если посмотреть, особенно последние полгода – это и стабильность валютного курса, и стабилизация инфляции на довольно низких, но не достаточно низких уровнях, и конечно же, это возобновление экономического роста – то, что мы видим прямо сейчас. Понятно, что макроэкономическая политика – это не вопрос достижения каких-то уровней по инфляции - это вопрос стабилизации ожиданий, вопрос уверенности бизнеса в том,  что будет происходить в дальнейшем, в том, чтобы никто не боялся каких либо шоков. И здесь, конечно, еще предстоит сделать довольно много.

Если сейчас на улице у кого-то спросить: возможна ли двузначная инфляция, возможны ли резкие всплески курса. Если посмотреть экономическую журналистику, то количество статей о том, что через месяц произойдет очередной обвал рубля, очень большое. Поэтому вопрос стабилизации ожиданий очень важен, и центральный банк над этим активно работает, правительство над этим работает.

Это одна из задач на 2017 год, которая может дать очень быстрые результаты с точки зрения эффектов на экономический рост. Но в целом, абсолютно поддерживаю идею продолжения достижения этих целей, которые есть в рамках реализации политики инфляционного таргетирования, стабилизации бюджетной системы, вывод ее на те уровни, которые обеспечивают долгосрочную стабильность. Если говорить о 2017 годе, то я не вижу серьезных угроз для того, чтобы наш прогноз по инфляции в 4% был серьезно нарушен. Мы выходим на эти цифры, по нашим оценкам.

Что касается бюджетной системы, то в этом году, с учетом того, что цены на нефть подросли в начале года, очень хорошие возможности серьезно сократить использование средств Резервного фонда и сохранить Резервный фонд по итогам этого года.

Если посмотреть статистические данные, инвестиции составляют 22% ВВП, и уровень их сейчас для более высоких темпов роста недостаточен. Никаких легких решений здесь нет. Резко нарастить инвестиции не получится, здесь я полностью согласен с Татьяной Алексеевной, которая говорит, что государственные инвестиции, действительно, не самый лучший способ наращивать общий  объем инвестиций.  Здесь абсолютный приоритет – это частные инвестиции. Когда частный инвестор принимает решение инвестировать или не инвестировать, он всегда смотрит на 2 вещи: доходность, которую он будет получать от тех или иных  инвестиций, и риски, которые ассоциируются с ними.

Многие пункты, которые есть в вопросе можно разбить на категории: доходности и рисков. По этим двум направлениям  нужно  двигаться, чтобы  стимулировать инвестиционную активность. В части доходности это, в первую очередь, снижение всех издержек, которых бизнес мог избежать, это вопрос и тарифов естественных монополий и налоговой системы, которая по моему мнению для компаний, работающих в легальной части экономики, довольно высоки. Много вопросов, связанных с деловым климатом,  с административными издержками, отчетностью, которую сдает бизнес. И конечно, у российской экономики очень серьезные проблемы высоких расходов на посреднические услуги. У  нас путь от производителя до потребителя очень  длинный.

Что касается рисков, в этот момент времени главный момент – экономические риски, т.е. отсутствие  стабильных ожиданий макроэкономической динамики в будущем,  также очень важен вопрос общих определенностей, налоговой системы, регуляторики и условий конкурентной борьбы, и в том числе защиты прав собственности в экономике.  Поэтому по этим двум направлениям нужно двигаться вперед, и как я уже говорил, довольно быстрого результата мы можем получить, в  первую очередь, обеспечивая большую определенность в части макроэкономики и налоговой системы. Это то, что нужно сделать максимально быстро в течение этого года, но нельзя забывать о снижении  лишних издержек для бизнеса.

Высокие риски для инвесторов – это второй блок, а административные барьеры  и эффективное использование инвестиций компаний часто связаны с теми издержками, которые бизнесы несут и, что  мешают делать инвестиции эффективными.

Мы говорим об экономическом росте, но естественно есть определенные структурные ограничения. Какие из них наиболее  важными вы считаете и, какие надо учитывать при разработке стратегии?

Максим Орешкин: Я бы начал с продолжения того, о чем говорила Ксения Валентиновна – о финансовой системе и о важности того, как финансовая система распределяет ресурсы в экономике. Ведь если сравнивать рыночную экономику и плановую советскую экономику, то, по сути, банковская система выполняет роль госплана – она определяет, какие направления экономической активности получают средства, а какие не получают. Эффективность работы всех механизмов – это ключевой вопрос. Если последние 2 года внимание общественности к Центральному банку было приковано, в первую очередь, по поводу кредитно-денежной политики, то сейчас можно сказать, что этот вопрос уходит несколько на второй план, становится более скучным вопросом, потому что уже и больших шоков нет, и курс не прыгает, и инфляция более менее стабильна. Но вопрос надзора, качества работы финансовой системы – это то, на что нужно обращать внимание. И Центральный банк этим занимается. И это, я думаю, будет приоритет для Центрального банка на ближайшие годы – наведение здесь порядка, доведение финансовой системы до состояния чистой, эффективной финансовой системы.

Алексей Леонидович сегодня говорил в своем выступлении о демографических ограничениях, которые есть для российской экономики. Действительно, очень серьезных.

По итогам 2017 года мы  ожидаем довольно значительного снижения уровня безработицы в Российской Федерации и дальнейшего ускорения темпа роста реальных зарплат. Они уже вышли в положительную зону. Сейчас к концу 2017 года они могут начать ускоряться еще сильнее. Вопрос -  чем это плохо? Плохо тем, что бизнес будет сталкиваться с серьезными ограничениями с точки зрения поиска сотрудников и развития новых инвестиционных проектов, будет зачастую утыкаться в то, что деньги есть, проекты есть, но найти людей, которые бы эти проекты могли бы реализовывать и претворять в жизнь, будет очень сложно. Поэтому здесь очень внимательно нужно подходить к тому, чтобы старается увеличивать предложение  на рынке труда. Это вопрос увеличения экономически активного населения и снижения структурной безработицы. Очень важно говорить и о вопросах миграции – внутренней миграции, чтобы люди просто перемещались туда, где есть, действительно, эффективные рабочие места. Также очень важен вопрос повышения квалификации и переквалификации тех людей, которые уже работают в российской экономике.

Что я не услышал, например, у Алексея Леонидовича? Вопросов экспорта и международной кооперации. Это действительно очень важно. Потому что российская экономика сейчас, если даже на те же иностранные инвестиции посмотреть  - последние 15 лет все производства, которые создавались в России, – были ориентированы, в первую очередь, на внутренний спрос. Это было оправдано, потому что внутренний спрос активно рос, доходы росли на фоне высоких цен на нефть. Очевидно, что такая модель дальше не работает и нужно ориентироваться на то, чтобы даже иностранные инвесторы, которые приходят в Россию, работали на экспорт, чтобы российские компании, новые бизнесы, которые создаются, тоже работали на экспорт и встраивались в цепочки глобальной стоимости - что-то покупали, добавляли стоимость,  и продавали дальше на экспорт. И здесь очень широкий круг вопросов. Это разного рода инфраструктуры: транспортная, систем поддержки экспорта, страхования и т.д. Важно понимать, что переход от внутреннего рынка к глобальному – это другой уровень определенности, который нужен бизнесу: макроэкономическая, налогово-таможенная, - должны быть понятны на годы вперед, чтобы реализовывать крупные инвестиционные проекты.

Вопрос высоких транзакционных издержек в экономике. Алексей Леонидович в своем докладе говорил о цифровизации государства, создания платформы государственных услуг. Также очень важно и в частной экономике – активное внедрение принципов электронной торговли. Внедрение крупных систем, к которым будут иметь доступ значительное количество российских производителей и потребителей, будет способствовать снижению транзакционных издержек и движению экономики вперед. Также это будет способствовать экспорту продукции малого и среднего бизнеса, потому что через системы электронной торговли иностранные покупатели смогут получать доступ к информации. Мы видим, как это успешно работает в Китае с Алибабой.

Очень важный момент – доля теневой экономики, которая вносит серьезные искажения, влияет на работу банковской системы и всех других институтов, и самое главное нарушает конкуренцию в экономике. Компании на разных рынках должны конкурировать качеством менеджмента, способностью контролировать издержки, а не тем, кто успешнее обойдет требование государства и заплатит меньше налогов.

Это ограничения, с которыми надо работать. Есть одна главная мера, над которой надо сконцентрироваться в ближайшее время, она может дать решение и частичный ответ для многих ограничений, - это вопрос настраивания налоговой системы. Она у нас в целом хорошая, работает, но надо проводить тонкую настройку таким образом, чтобы тот бизнес, который работает легально, смог платить меньше налогов, чтобы структурно было проще нанимать сотрудников, и структурная занятость увеличивалась, чтобы структурно росли инвестиционная активность, инновации и экспорт. Через налоговую систему многие эти вопросы можно решать. Правительство сейчас как раз готовит предложения, которые будут концентрироваться на этих направлениях.

Документы