Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Новости

Максим Орешкин: Значительная часть предложений РСПП вошла в план по повышению темпов экономического роста до 2025 года

16.03.17

Выступление главы Минэкономразвития России на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей в рамках Недели российского бизнеса.

Максим Орешкин: Доброе утро коллеги!

Начну может быть не сразу с плана, с пары слов об экономической ситуации. У нас конечно же, на протяжении последних двух лет ключевым фактором, который ограничивал экономическую активность был существенный рост макроэкономической неопределенности на фоне серьезных внешних вызовов. Об этом мы много говорили и понятно, что в таких условиях компании зачастую избирали так называемую сберегательную модель. Несмотря на то, что прибыль, особенно в торгуемых секторах экономики активно росла, компании предпочитали снижать долговую нагрузку и не наращивать инвестиции.

Но здесь хорошие новости. Та сбалансированная макроэкономическая политика, которую проводили власти в последние годы, способствовала стабилизации внутриэкономических условий, снижению инфляции и оживлению экономической активности – то, что мы уже наблюдаем со второго полугодия прошлого года. Если посмотреть на цифры, то по итогам 2016 года выпуск по базовым отраслям в экономике вырос на 0,4%, отдельные показатели, такие,  как промышленность - на 1,3%, сельское хозяйство - на 4,8%. Значительная часть экономики уже росла даже в целом по итогам 2016 года.

Если посмотрим на начало 2017 года, то здесь опять же прослеживается уверенная положительная динамика и есть первые цифры Росстата за январь 2017 года. Рост промышленности на 2,2%. Очень важный показатель то, что в отличии от двух предыдущих лет положительную динамику по итогам января показал такой показатель, как реальные располагаемые доходы населения. Они выросли на 8,1%. Понятно, что такой высокий темп во многом был обусловлен разовой выплатой пенсий, но даже если этот показатель смотреть, изъяв эту разовую выплату, то рост будет около 1%. Это положительное значение. Мы ожидаем, что по итогам февраля положительная динамика сохранится и уже во  II квартале обеспечит годовой рост объема розничных продаж. Это означает, что рост, в отличии от 2016 года, когда он был сосредоточен в отдельных секторах экономики, в 2017 году будет носить более широкий характер, в том числе будет сопровождается ростом потребительского спроса.

Позитивным моментом является то, что это восстановление экономической активности оно не подрывает те цели, которые у нас есть по инфляции. Инфляция продолжает уверенно снижаться. По состоянию на 13 марта мы видим, что этот показатель уже  составил 4,4%. Это существенно ниже любых прогнозов, которые  были в конце прошлого года. Очень важно с точки зрения понимания того, что будет происходить дальше, то, что текущие значения ниже прогнозов Минэкономразвития и Центрального банка России.

Сейчас можно с уверенностью констатировать окончание адаптационной фазы развития экономики и переход к новой фазе, новому циклу экономического роста. Если смотреть на 2017 год в целом, то наши ожидания здесь довольно оптимистичны. Мы ждем прирост ВВП на 2%. Однако если уже сейчас не сконцентрироваться на ряде структурных преобразований, то в дальнейшем динамика начнёт потихоньку затухать. При этом понятно, что цели, которые ставит перед нами Президент РФ, гораздо амбициознее – темпы роста российской экономики не ниже среднемировых. Именно на реализацию этой задачи направлен тот план, который мы готовим. Готовим его вместе с бизнес объединениями. Александр Николаевич Шохин сказал о 25 пунктах, которые были присланы в наш адрес. Значительная часть из них  нашла отражение в том или ином виде в Плане. Сейчас у нас запускается,  Александр Николаевич Шохин тоже об этом говорил,  очередной этап подготовки плана. И здесь мы приглашаем представителей РСПП и других бизнес объединений принять участие в тех 10 рабочих группах, которые займутся доработкой конкретных направлений плана.

Если сказать пару слов о плане, то его логика довольно проста. На пути экономического роста есть преграды и нам нужно пойти по пути их преодоления.

Одновременно понятно, что базовой идеей всего Плана, главным драйвером ускорения экономического роста в текущей ситуации могут стать только частные рыночные инвестиции. Если говорить о той мотивации, которую имеет любой инвестор, и вы об этом хорошо знаете, принятие решения о старте любого инвестиционного проекта – это всегда баланс между потенциальными выгодами, доходностью проекта и рисками, связанными с ними.

Для существенного ускорения динамики инвестиций, по нашему мнению, российские власти должны обеспечить главное, чего особенно не хватало бизнесу в последние годы – это предсказуемость и формирование условий взаимного доверия между бизнесом и государством. Именно на формирование устойчивой среды и нацелен первый раздел Плана. Здесь, как я уже говорил, мы уже достигли значительного прогресса в формировании конструкции макроэкономической политики, которая будет обеспечивать долгосрочную устойчивость макроэкономической динамики. Комбинация тех мер, которые уже введены, – это и инфляционное таргетирование, плавающий валютный курс, ответственная бюджетная политика, новые макроэкономические правила, обеспечивающие снижение влияния волатильности сырьевых цен на внутреннюю экономику – уже позволила обеспечить предсказуемость динамики ключевых экономических индикаторов. Даже если кто-то из вас в это пока еще не верит, могу вам сказать, что предсказуемость эта уже есть.

Однако понятно, что предсказуемость в макроэкономике – это необходимое, но недостаточное условие инвестиционной активности. Важно говорить о долгосрочной стабильности налоговой системы, о понятных правилах игры в части неналоговых платежей, понятных и долгосрочных перспективах тарифов естественных монополий и предсказуемых действиях представителей власти в части контрольно-надзорной деятельности. Сейчас Александр Николаевич Шохин об этом тоже упомянул.

По всем этим направлениям мы ведем активную работу, в том числе в части бизнес объединений. Например, в конце прошлой недели у нас состоялась очередная рабочая группа по неналоговым платежам. И мы договорились  продолжить работу по трем основным трекам. Первый трек – это те платежи, суть которых наиболее близка к налоговым платежам. Мы будем прорабатывать вопрос единого законодательного регулирования: как они работают, как устанавливаются. Второй вопрос - так называемые обязательные услуги, которые бизнес обязан покупать либо у государства напрямую, либо у окологосударственных структур. Здесь наша работа будет сосредоточена на анализе так называемых «навязанных» услуг, которые на самом деле не нужны, и анализе уровня цен, по которым бизнес вынужден покупать те или иные услуги. И третья история, это некие неэффективные требования разного характера и в разном законодательстве, которые создают серьезные издержки для бизнеса, но при этом на самом деле не ведут ни к какому положительному общественному результату.

Прорабатывая направление рациональной налоговой системы, мы ориентируемся на необходимость зеленого света для экспортеров, компаний, которые инвестируют, и, конечно же, тех, кто работает легально. Не буду здесь сейчас подробно останавливаться. Но например, мы считаем очень важным и дальше идти по пути упрощения возмещения НДС для законопослушных компаний, отменить ограничения на перенос убытков, связанных с амортизацией. И в целом важно создавать такие условия, чтобы новые инвестиции не вели к росту налоговой нагрузки на компании, и налоговая система в целом лицом повернулась к тем компаниям, которые активно инвестируют.

Вопрос наличия на рынке достаточного объема квалифицированных кадров тоже является одним из ключевых для обеспечения нового витка экономического роста, особенно в той демографической ситуации, которую мы будем иметь в ближайшие пять лет. Решению этой задачи посвящено направление "Эффективная занятость". И благодаря мерами, которые собраны в этом направлении, мы должны обеспечить не только рост экономически активного населения, что будет очень непросто при существующих демографических ограничениях, но, что очень важно, снижение структурной безработицы. А также должны стать свидетелями значительного ускорения роста производительности труда и квалификации работающих россиян.

Я буду завершать. На самом деле не буду останавливаться подробно на остальных элементах Плана. Хочу еще раз пригласить коллег из РСПП к активной доработке Плана действий, которая будет происходить в ближайшие месяцы на нашей площадке.

Спасибо большое за внимание!

Документы