Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Новости

Ежегодная Коллегия Минэкономразвития России

23.05.19

23 мая в Доме Правительства состоялась ежегодная Коллегия Минэкономразвития России. На мероприятии выступили Председатель Правительства Дмитрий Медведев и глава Минэкономразвития Максим Орешкин.

Дмитрий Медведев: Добрый день, коллеги!

Мы встречаемся на коллегии. Причём она проходит не так, как это было раньше, а в здании Правительства. Не знаю, хороший это знак для Министерства экономического развития или нет. Во всяком случае, повышается уровень работы.

Обычно на коллегии мы подводим итоги и говорим о задачах. Естественно, в более подробном варианте это сделает министр. Я несколько слов скажу о том, что было сделано, и о том, что предстоит, на чём нужно сконцентрироваться.

Министерство понимает, какие важные функции в настоящий момент на него возложены, и оперативно подготовило один из определяющих документов – Основные направления деятельности Правительства, которые мы будем использовать в течение ближайшего времени. Они раскрывают ход работы над национальными целями развития.

По инструментам для их реализации: были приняты государственные программы, утверждены национальные проекты – чем, собственно, тоже занималось Министерство экономического развития в течение прошлого года. Тем более что выполнение нескольких из них является напрямую задачей самого министерства.

Прежде всего я говорю о такой интегральной задаче, как темпы роста экономики России и вхождение её в пятерку крупнейших экономик мира.

Здесь простых решений нет. Очень многие вещи уже неоднократно обозначались. Наверное, и в том, что я скажу, нет ничего принципиально нового. Тем не менее мы должны чётко понимать основные задачи, основные направления деятельности на ближайшие годы.

Ещё несколько лет назад слово «кризис» было рефреном, регулярно звучало в выступлениях и аналитиков, и экономистов, и финансистов, и, конечно, министров.

Сегодня об этом практически не говорят, эти слова исчезли из актуальной экономической лексики. На смену им пришли дискуссии на тему создания условий для устойчивого экономического роста – выше тех 2% с небольшим, которых мы добились в прошлом году. И на фоне определённого замедления в I квартале этого года. Тем более что нам нужно более 3% для вхождения в пятёрку крупнейших экономик.

Ещё раз подчеркну то, что вы и так очень хорошо знаете. Базовые макроэкономические условия для этого созданы. И я считаю, что это прямой результат нашей общей работы, и хороший результат. Инфляция низкая и стабильная. В начале года некоторое ускорение было, как мы и предполагали. Но сейчас есть основания считать, что мы возвращаемся к целевому уровню, что само по себе является важнейшим условием для решения задач по экономическому росту.

Если говорить о социальной стороне, то безработица – на рекордно низком уровне, и это тоже очень хороший результат, которым мы по праву можем если не гордиться, то во всяком случае считать его исключительно важной предпосылкой развития страны. Эти позиции надо обязательно сохранять. Так что база неплохая. Но в том, что делать и как делать, – есть самые разные тренды для развития этих процессов.

По поводу инвестиций – это первое. В ближайшие пять лет только на модернизацию и расширение транспортной инфраструктуры мы планируем более 11 трлн рублей. Это и бюджетные деньги, и деньги в формате ГЧП. Пример эффективности здесь должны показывать именно государственные компании, естественно, инфраструктурные монополии. Эту работу министерство должно продолжать. Эффективность инвестиций в значительной степени зависит ещё от одной задачи, которой вы занимаетесь, я имею в виду национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости».

В этом году надо вовлечь в этот эксперимент, который мы проводим, гораздо больше регионов и предприятий. Для повышения инвестиционной активности в целом мы создаём инструменты по привлечению частных денег в крупные проекты, механизмы государственной поддержки. Реализуем план по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению их доли до 25% валового внутреннего продукта, который направлен на качественный сдвиг в инвестиционной активности от добывающих отраслей к сегментам новой экономики.

Работу в рамках плана надо продолжать. Конечно, эту работу надо делать более быстро, в том числе по поиску новых решений, чтобы подстегнуть инвестиционную активность. Минэкономразвития здесь должно оставаться основным катализатором этого процесса, отслеживать качественное выполнение всех элементов плана. План – это мероприятия по улучшению условий ведения бизнеса, а именно – создание стабильных налоговых условий в целом (здесь все решения нами приняты) и для малого и среднего бизнеса, в частности, предсказуемого тарифного регулирования, стимулирование конкуренции, снижение доли государства в экономике и повышение эффективности государственного сектора, привлечение частных инвестиций в инфраструктурные объекты.

Мы запустили механизм «Трансформация делового климата». Здесь усилия всем хорошо известны, есть результаты по поводу повышения наших рейтингов. При этом новый механизм выходит далеко за пределы этого рейтинга и должен охватить все ключевые сферы, с которыми сталкивается бизнес. Здесь важно оборотов не сбавлять и занимать активную позицию в поддержке интересов бизнес-сообщества.

Мы запустили национальный проект по поддержке малого и среднего бизнеса, за который отвечает непосредственно ваше министерство. Он должен помочь предпринимателю на каждом этапе жизненного цикла развития его бизнеса: от появления идеи до регистрации, получения доступного финансирования и далее – выхода на экспорт.

Наша задача – создать возможности для того, чтобы и деньги зарабатывали все, кто в этом принимает участие (я имею в виду бизнес), и государственная поддержка тоже была адекватной. Этому способствует новая программа льготного кредитования по ставке, не превышающей 8,5%. По итогам первого отбора в программе участвуют почти 70 банков, включая небольшие региональные банки. Раньше их было всего 15.

Этот механизм дополнил уже работающую с крупными проектами фабрику проектного финансирования, которая была разработана министерством и запущена на базе института развития – ВЭБа.

Важным этапом является также запуск в пилотных регионах специального налогового режима для самозанятых. С учётом результатов эксперимента налоговый режим должен быть, естественно, введён потом для всех регионов страны.

И особый акцент хотел бы сделать на экспортной активности малых и средних предприятий. Ещё пять лет назад их число не превышало 10–15 тыс. По итогам прошлого года из этого контингента предприятий экспортёрами стали почти 50 тысяч малых и средних предпринимателей. Это само по себе, конечно, не может не радовать.

Отдельное направление в рамках работы по повышению бизнес-активности – это рационализация системы контроля и надзора.

Мы пошли на достаточно радикальные шаги в этой сфере. Количество обязательных требований (по тем решениям, которые приняты) должно быть радикально, в разы снижено, принципы их установления – измениться. Для этого запускается известный механизм по отсечению всего того, что нам не нужно. Буквально неделю назад об этом говорили на юридическом форуме в Петербурге.

Ещё одна тема – обеспечение необходимых темпов роста экономики и развитие конкурентной среды. Это ещё одна задача, в том числе для Минэкономразвития. Надо продолжить формирование современного нормативного регулирования в этой части. Речь идёт о законодательном ограничении присутствия государства на конкурентных рынках, в частности, на создание там унитарных предприятий и иных компаний, непосредственно контролируемых государством. Здесь важны конкретные механизмы качественных изменений в электронных торгах при продаже приватизируемого имущества и работа по обеспечению равного и бесплатного доступа для участия в этих торгах. И её нужно, конечно, продолжить.

Работа по улучшению деловой среды и повышению инвестиционной активности должна быть развёрнута прежде всего в регионах, в том числе в рамках Стратегии пространственного развития. Выполнение этой стратегии в большей степени зависит от региональных властей, но это не значит, что федеральная власть здесь должна просто наблюдать за тем, что происходит в регионах. С другой стороны, мы понимаем, что есть ряд принципиальных моментов, за которыми нужно следить.

Мы уже утвердили единый план достижения национальных целей развития. Я давал поручение до 1 июня завершить разработку и согласование основных инструментов. Времени осталось немного. Просил бы это всё ускорить.

Теперь нам нужно выстроить эффективную систему мониторинга выполнения национальных целей развития как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов. Для этого в кратчайшие сроки нужно завершить пересмотр системы ключевых показателей эффективности, которые заложены в госпрограммах. И здесь Минэкономразвития как орган, который отвечает за сопровождение этих программ, за выстраивание стратегического планирования, должно сыграть ключевую роль.

Это же касается и системы этих коэффициентов исполнения решений для тех, кто этим занимается, то есть для властей регионов. У нас есть соответствующий указ Президента. До 1 июня должна быть разработана методика расчёта показателей для оценки эффективности деятельности губернаторов. Эта оценка, конечно, должна быть реальной, отражать эффективность действий власти. Я просил бы тоже интенсифицировать эту работу.

Вы на этой неделе встречались, обсуждали под руководством министра ускоренное социально-экономическое развитие Республики Тыва. Это стало первым мероприятием в рамках нового механизма кураторства регионов. За министерством здесь сохраняется задача формирования методологии и обеспечения работы всего механизма регионального развития.

Оценивать работу и по национальным проектам, и, конечно, в целом по экономическому развитию страны невозможно без качественной статистической информации. Я уже эту тему затрагивал и в ходе отчёта Правительства в Государственной Думе. Сегодня нам нужны принципиально другие подходы к сбору статистической информации. Тем более что современные технологии – все это отлично знают – позволяют это сделать гораздо более надёжно и оперативно, чем было раньше. Надо расширить охват статистическим наблюдением различных сфер экономики – и традиционной экономики, так сказать, и вновь формируемых экономических сегментов, таких как цифровая экономика. Всё это нужно сделать, и сделать в самое ближайшее время.

Ещё одна тема, которую хочу обозначить, – это интеграция в мировую торговлю. Даже несмотря на санкции и всякого рода ограничения, мы, конечно, не идём по пути закрытости экономики. Нам нужно выстраивать глобальные цепочки добавленной стоимости, искать новые рынки, более активно работать с нашими соседями в рамках Евразийского союза. При этом учитывать, что сегодня структура международной торговли стремительно меняется. Спросом пользуются не просто товары, а товары с предоставлением услуг, которые могут сопровождать этот товар на протяжении всей его жизни. Причём зачастую эти дополнительные услуги и формируют основную добавленную стоимость. Именно эта добавленная стоимость и должна быть ключевой целью всей внешнеэкономической деятельности.

Уважаемые коллеги! Министерство выполняет очень широкий круг задач. Среди них нет ни одной второстепенной. Если даже просто перечислить органы, которые находятся под министерством, координируются министерством, само по себе перечисление займёт значительное время. Я уверен, что вы все хорошо свои задачи понимаете. Надеюсь, что министерство, укреплённое новыми людьми, и которое работает теперь в новом здании, сможет наладить очень серьёзную, консолидированную работу с другими ведомствами в сфере экономики.

Хочу вас поблагодарить за работу в прошлом году и пожелать вам успехов в году нынешнем.

 

Максим Орешкин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые друзья!

Многие обратили внимание, что в этом году мы решили провести самую быструю коллегию в истории Минэкономразвития. Это конечно же связано с тем, что в нашей мы работе стараемся отходить от стандартных шаблонов и действовать неординарно. Без этого, конечно же, таких бы проектов как специальные административные районы или правовые песочницы в цифровой экономике, их бы просто не существовало.

В своем выступлении, Дмитрий Анатольевич, Вы отметили важность работы на региональном уровне. Я хотел бы вернуться к событиям этой недели. В понедельник я по Вашему поручению во главе большой делегации посетил республику Тыву, где мы провели комплексное обсуждение проблематики региона: мы рассматривали от реализации инвестиционных проектов до реализации программ в здравоохранении и образовании.


У нас два указа Президента – это майский прошлого года и апрельский по оценке эффективности деятельности исполнительной власти субъектов вместе задают высокую планку по социально-экономическому развитию регионов. Установлены целевые показатели по привлечению инвестиций, созданию рабочих мест, повышению продолжительности жизни, снижению уровня бедности. Но понятно, что необходимо не просто ставить задачи регионам, а совместно с ними вырабатывать пути их достижения.

Наша поездка подтвердила два хорошо известных факта. Первый, это то, что развитие страны – это развитие регионов. Развитие начинается с микроуровня, который затем складывается в макро, а никак не наоборот. Второй факт – то, что для решения даже глобальных задач всегда важно глубоко до деталей изучить проблематику на местности.

Ряд наших коллег, я, например, хочу поблагодарить Министерство сельского хозяйств, за эту поездку в Тыву первый заместитель министра проехал за несколько дней 1500 километров по Республике – встретился с местным населением и как итог был готов предлагать конкретные решения для развития сельского хозяйства.

В целом хочу сказать, что этот механизм кураторства, который Вы предложили для регионов с непростой социально-экономической ситуацией, доказывает свою эффективность. Он позволяет за короткий период времени детально рассмотреть все проблемы региона с глубоким в них погружением и найти решения, которые не всегда возможно сформировать из центра. Свои предложения по общей организации работы этого нового механизма я также представлю Вам в ближайшее время.

Сегодня в зале присутствуют губернаторы и наши коллеги из субъектов Российской Федерации. Еще раз скажу – работа с регионами для нас имеет решающее значение, и мы будем продолжать эту работу как в рамках механизма Госсовета, так и в рамках индивидуальной работы по развитию каждого конкретного региона.

Если говорить о ситуации в экономике в целом, то экономический рост продолжается 12 кварталов подряд, в 2018 году он достиг 2,3%. Однако очевидно, что модель экономического роста, которая может обеспечить показатель на уровне 3,0% в год и выше пока еще окончательно не сформирована.

Если говорить про краткосрочные тренды, то они пока не выглядят позитивно: у нас в первом квартале рост минимальный с конца 2017 года и составил всего 0,5%. Но это замедление, конечно же, не носит системного характера: отклонение от трендов вызвано разовыми факторами. Причины понятны, главная из них – это слабость конечного спроса на фоне синхронного ужесточения налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.

У нас произошло повышение НДС при отложенных бюджетных расходах и это все совпало с повышением ключевой ставки Банка России. Слабость спроса уже видна во многих направлениях, проявляется в динамике инфляции: по состоянию на вчера она опустилась ниже уровня в 5,1%, эффект от повышения НДС действительно носил разовый характер. Прогнозы в конце прошлого года были пессимистичные, некоторые оценки говорили об уровнях в 5,5-6,0% к концу первого квартала. У нас цифра близка к 5. Сейчас наша команда прогнозистов не исключает, что по итогам года инфляция может опуститься даже ниже уровня в 4,0% при оптимистичном сценарии, эта ситуация говорит о необходимости стимулирования совокупного спроса.

Однако для того, чтобы добиться устойчивых высоких темпов экономического роста этого, конечно же, не достаточно. Из здесь, ключевая задача – повышение уровня инвестиционной активности и качества инвестиций. Да, у нас два года подряд темпы роста инвестиций превышают 4% в год, но этого все равно недостаточно, чтобы выйти на более высокую траекторию. Эту проблему необходимо рассматривать как со стороны спроса, так и со стороны предложения.

Если говорить о структурных мерах со стороны предложения, то главное это, во-первых, работа по снижению административных барьеров, дебюрократизации экономики, повышению предсказуемости и качества российской юрисдикции. Сюда относится успешно стартовавшая реализация нового механизма «Трансформация делового климата», идет работа совершенствованию российской юрисдикции – уже 10 компаний зарегистрированы во вновь образованных специальных административных районах, причем последняя волна - это уже крупные компании.

Обсуждаются поправки в корпоративное законодательство, законодательство по цифровой экономике. Активно ведется работа по внедрению принципов долгосрочного регулирования там, где это возможно. Но ключевая история – это, конечно же, регуляторная гильотина – успешная реализация этой идеи позволит серьезно уменьшить административную нагрузку на бизнес.

Второе направление - это настройка отраслевого регулирования. У нас есть установленные Вами показатели инвестиционной активности по отдельным направлениям и сейчас мы с каждым ведомством отрабатываем какие регуляторные решения нужно принять для того, чтобы открыть инвестиционный процесс и вывести его на более высокий уровень.  Обсуждается изменение налогообложения газохимической отрасли, создание условий для развития сетей 5G, настройка механизмов ГЧП и концессий, регуляторика работы центров обработки данных и целый ряд других, в том числе в рамках таких сфер как туризм, где регуляторные полномочия перешли к нашему ведомству в конце прошлого года.

Третье направление - это обеспечение справедливой конкуренции. В первую очередь, речь идет о создании условий для активного развития малых и средних частных предприятий – на эту задачу ориентирован целый национальный проект, о котором мы постоянно и подробно рассказываем.

Четвертое направление - это повышение результативности бюджетных программ и инвестиций компаний с государственным участием. Сюда относится и внедрение уникальной методики оценки социально-экономических эффектов от реализации инфраструктурных проектов, что сделано впервые, оценки влияния мероприятий государственных программ на национальные цели развития, механизм эталонных расходов для оценки эффективности разных секторов экономики от ЖКХ до социальной сферы. Это направление на стороне предложения, однако, как нам показывает опыт многих стран мира, структурные меры необходимы не только на стороне предложения, но и на стороне спроса. Здесь есть два ключевых элемента.

Первое - это структура расходов государственного сектора. Здесь у нас главное событие - это принятие комплексного плана развития инфраструктуры, который меняет структуру расходов в пользу расходов инвестиционного характера. Главное этот тренд не потерять. Ведь инвестиции в инфраструктуру сейчас – это возможность направить на социальные цели средства в будущем в гораздо большем объеме.

Второе - структура частных расходов. Здесь три ключевые проблемы: структура прибыли в нашей экономике, наличие долгосрочных сбережений домохозяйств и структура кредитной активности банков.

Первый элемент – структура прибыли в нашей экономике. К сожалению, с точки зрения среднесрочного и долгосрочного развития, мы имеем ситуацию, когда прибыль у нас сосредоточена в одних секторах (нефтегазовая отрасль, металлургия, финансы), а активный рост инвестиций требуется совсем в других (обрабатывающая промышленность, новые технологии, сфера услуг). Пока у нас эффективного перетока инвестиционного ресурса между секторами не происходит. Здесь ключевой вопрос - это эффективность финансовых рынков, защита прав собственности и наличие или отсутствие мотивации у конкретных акционеров этих активов.

Второй элемент – это долгосрочные сбережения домохозяйств. Здесь ключевой акцент необходимо сделать на развитии таких инструментов как накопительное страхование жизни и индивидуальный пенсионный капитал. Здесь главное ставить задачи выхода на объем ежегодных накоплений, измеряемых процентами от ВВП.

Третий элемент, которого я бы хотел коснуться, –  это структура кредита. По итогам прошлого года показатель задолженности населения по потребительскому кредитованию   вырос на 1,5 трлн. руб. Это наиболее проинфляционный тип кредитования. Макроэкономисты прекрасно понимают, что именно такая активность в этом секторе привела к усилению инфляционного давления и де-факто вытеснила из структуры кредитования соответствующие объемы корпоративного и ипотечного кредита. Именно потребительский кредит стал главной сферой кредитования. И по объемам корпоративного кредитования и ипотечного прирост портфелей в прошлом году оказался меньше. А вот если посмотреть на динамику этого года, то по апрелю мы видим по той же ипотеке сокращение ее выдачи к уровню прошлого года.

Это прямая реакция на ту динамику процентных ставок, которую мы имели в конце прошлого - начале это года. Ну и заканчивая разговор о потребительском кредите, здесь помимо чистого экономического негативного влияния большое количество социальных проблем.  К сожалению, несмотря на все заявления рост такого кредитования только ускорялся весь прошлый год. Его темпы превышают 20%, что существенно больше темпов роста доходов населения.

Большая часть вопросов, о которых я сейчас говорил, уже заложена в План по повышению инвестиционной активности, утвержденный Вами в прошлом году. Есть проблема, что ряд мероприятий исполнители пытаются выполнить формально. Поэтому здесь мы продолжаем активный контроль за исполнением Плана и в ближайшее время нами в правительство будет внесена уточненная версия Плана, в которую войдут дополнительные предложения по системным мерам и, в первую очередь, по изменению отраслевого регулирования, которые будут направлены на то, чтобы достичь ведомствами те КПЭ по инвестициям, которые были перед ними поставлены.

Для достижения национальной цели развития по темпам экономического роста только работы по повышению инвестиционной активности недостаточно. Я бы еще отметил три направления.

Первое - рынок труда и миграция. Если взглянуть на отчет Росстата за прошлый год, то можно увидеть, что численность населения в трудоспособном возрасте сократилось на 900 тыс. чел., что является серьезным фактором, сдерживающим экономическую активность. Поэтому реализация мер по снижению уровня безработицы и усиления миграционного притока – важный элемент общего пакета действий. Разработанные нами предложения вошли в план правительственных мероприятий по реализации концепции государственной миграционной политики. При этом реализовывать эти меры надо максимально быстро: по итогам 2018 года миграционный приток составил 125 тысяч против 212 тысяч годом ранее.

Второе – производительность труда и управление. Понятно, что ключевым фактором роста производительности труда являются инвестиции и внедрение новых технологий. Однако реализуемый нами национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» демонстрирует возможность только за счет управленческих решений добиваться повышения производительности труда больше, чем на 10% уже в первый год. Более того, если глубоко погружаться в проект, приезжать на эти конкретные предприятия, изучать, что там происходит, то можно увидеть, что есть важный социокультурный эффект, растет вовлеченность работников в деятельность своей организации и меняются модели поведения. Более подробно мы эту тему обсудим в июле в Нижнем Новгороде на втором форуме «Производительность 360».

Третье - внешнеэкономическая деятельность. По Вашему поручению, Дмитрий Анатольевич, мы подготовили и внесли в Правительство проект новой стратегии Внешнеэкономической деятельности, которая ориентирует ее на решение ключевой задачи – увеличение создания добавленной стоимости на территории страны. С учетом текущей торгово-экономической ситуации для России здесь представляется оптимальным комплексное сочетание трёх ключевых элементов.

Во-первых, на фоне дефицита рабочей силы – это концентрация внутри страны на этапах производства с высокой добавленной стоимостью и низкими трудозатратами. Это означает отказ от трудоемких этапов производств с низкой добавленной стоимостью в пользу стран с большим предложением рабочей силы и низкой стоимостью единицы труда, выстраивание с ними цепочек формирования добавленной стоимости.

Во-вторых, в целях повышения производительности труда и эффективности российских компаний – создание условий для привлечения и внедрения передовых технологий, ноу-хау и лучших управленческих практик.

В-третьих, расширение рынка, причем не только для товаров и услуг, но и для технологических цифровых решений, в том числе в сфере государственного управления, а также российских инвестиций. Это подразумевает активную работу по интеграционным процессам в рамках союзного государства Россия-Беларусь, ЕврАзЭС и СНГ. А также взаимовыгодное сотрудничество с другими странами и объединениями по всему миру. Очевидно, что в условиях растущего протекционизма Россия должна использовать все доступные механизмы для защиты собственных интересов. И нам в целом это удается, о чем свидетельствует ряд громких побед, в том числе в рамках ВТО, которые Россия одержала за последний год. Здесь хочу поблагодарить коллег за активную и качественную работу.

И инвестиции, и динамика занятости, и повышение производительности труда, и развитие внешнеэкономической деятельности – всё это элементы достижения национальной цели развития – выхода российской экономики по ее размеру на 5 место в мире. Такая же работа сейчас ведется и по остальным целям развития – об этом Вы сказали в своем выступлении. Именно на достижение национальных целей развития необходимо ориентировать всю систему стратегического планирования.

Единый план достижения национальных целей, который утвержден Вами, – ключевой и базовый документ. Здесь у нашего Министерства две ключевые задачи.

В настоящее время уже выстроена система мониторинга достижения национальных целей развития. Министерство сейчас держит руку на пульсе того, как реализуются эти задачи, и обеспечивает Правительство качественным анализом рисков и конструктивными предложениями. Де-факто система такого стратегического анализа и контроля должна стать сквозным элементом принятия решений в рамках и национальных проектов и государственных программ.

Что касается государственных программ, этот вопрос уже обсуждался на заседании Правительства, сами госпрограммы должны тоже измениться, должны стать базовым элементом деятельности Правительства, быть полностью нацеленными на достижение национальных целей развития. Наши предложения по необходимым изменениям в этой области будут внесены в Правительство в ближайшее время.

В своем выступлении я коснулся в основном только четырех магистральных тем министерства: стратегического планирования, инвестиций, регионального развития и внешнеэкономической деятельности. Как Вы отметили, повестка Министерства настолько широкая, у нас если посмотреть Министерство находится в ведении практически всех вице-премьеров Российского Правительства, мы по разным полномочиям работаем практически с каждым вице-премьером. Поэтому детально о каждом направлении, к сожалению, сказать не удастся. Но то, что хотелось бы отметить, что за каждым проектом, каждым изменением, инициатором которого становится наш коллектив стоят неравнодушные люди, люди, которые хотят менять мир вокруг себя. Поэтому здесь и моя задача в том числе создавать условия, чтобы эти изменения реализовывались.

В конце своего выступления я хотел бы поблагодарить Вас, Дмитрий Анатольевич, за то, что Вы всегда поддерживаете наши даже самые смелые инициативы.

Очевидно, что без Вашей поддержки такой проект как переезд министерства в Москва-сити был бы просто невозможен. Стоит отметить, что от получения Вашего одобрения до въезда в новые отремонтированные помещения прошло всего полтора года. Будем стараться, чтобы все поставленные Вами задачи мы решали также четко, быстро и эффективно.

Спасибо большое!

Документы