Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

10 февраля 2011 г. Министр Э.С. Набиуллина провела совещание с руководителями ведущих деловых ассоциаций, посвященное институту оценки регулирующего воздействия

10 февраля 2011 г.   Версия для печати
Поделиться ссылкой

В рамках совещания состоялось подписание соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» о взаимодействии между Минэкономразвития России и организациями, представляющими интересы предпринимательского сообщества при проведении оценки регулирующего воздействия. 

 

Тезисы выступления

Министра Э.С. Набиуллиной на совещании  с руководителями ведущих деловых ассоциаций

г. Москва, 10 февраля 2011 г.

 

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы встретились, чтобы обсудить вопросы взаимодействия предпринимательского сообщества и Минэкономразвития России при проведении оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов и их проектов.

 

Институт оценки регулирующего воздействия направлен на то, чтобы государство, принимая решения, тщательно взвешивало, к каким расходам бизнеса, потребителей они приведут, сопоставляло издержки с возможными положительными эффектами, прорабатывало альтернативные варианты достижения общественно значимых целей. Такая оценка возможна только при проведении широких консультаций с потенциальными адресатами правовых норм.

Подобный подход к правотворчеству является общераспространенной мировой практикой. Мы рассматриваем его также как часть работы по повышению инвестиционной привлекательности экономики страны, снижению избыточных административных барьеров, повышения доверия к принимаемым решениям.

Хотела бы остановиться на первых результатах работы Министерства по оценке регулирующего воздействия. В августе 2010 года был подписан Приказ, которым определяется процедура оценки регулирующего воздействия. Приказом предусмотрено, что в случаях, когда предварительное изучение проекта акта показывает наличие в нем положений, предполагающих дополнительные издержки для бизнеса,  Министерство проводит углубленную оценку регулирующего воздействия,  в рамках которой организует публичные консультации. Нами создан специальный раздел на официальном сайте Минэкономразвития России, где размещается вся необходимая информация. Кроме того, в рамках публичных консультаций проекты актов и вопросы по ним оперативно направляются в ТПП РФ, РСПП, ОПОРУ России, Деловую Россию.

Министерство за время работы института ОРВ  провело оценку в отношении 55 актов. В 30 случаях мы пришли к выводу, что предлагаемое регулирование может повлечь необоснованные расходы бизнеса.

Ключевая задача, которая стоит перед нами в настоящее время – повысить качество заключений об оценке регулирующего воздействия. Нам пока не удается во всех заключениях количественно рассчитать оценки расходов и положительных эффектов.

Хотела бы отметить, что качество заключений напрямую зависит от активности предпринимательского сообщества в этом вопросе. Мы рады, что ключевые представители бизнеса активно включились в эту работу. Все Вы размещаете у себя на сайтах информацию о проводимых публичных консультациях, создали специальные разделы. Обратную связь мы получили в большинстве случаев.

Остановлюсь на основных вопросах, которые возникают у предпринимательского сообщества в связи с совершенствованием процедуры оценки регулирующего воздействия.

Во-первых, круг актов, в отношении которых проводится оценка регулирующего воздействия. Как Вы знаете, сейчас проведение такой оценки обязательно для проектов актов в области государственного контроля, установления обязательных требований к продукции, безопасности процессов производства, оценки соответствия. Мы слышим запросы бизнеса о необходимости распространить ОРВ и на другие сферы, в частности поступали предложения провести ОРВ в отношении проектов актов, связанных с налоговой политикой, новеллами гражданского законодательства. Мы, однако, исходим из того, что следует сначала отработать процедуру в уже существующих рамках. Мы с Вами знаем примеры, когда подобные аналитические инструменты, будучи распространенными, сразу на все сферы правотворчества,  быстро потеряли свое значение.

Второе. Сроки. 30 дней на оценку – это компромиссный вариант. Ведомства-разработчики указывают нам на то, что это очень большой срок. Представители  предпринимательского сообщества, наоборот, считают этот срок недостаточным. Прошу учитывать, что в эти 30 дней входит не только содержательная работа над документом, но и различные бюрократические процедуры. Нам необходимо обобщить поступившие предложения, по их итогам провести совещания со всеми участниками процесса. Поэтому мы поставили задачу, чтобы бизнесу на публичные консультации по проекту акта  отводилось не менее двух недель. Наш анализ показал, что хотя в отдельных случаях этого не происходит, в среднем мы в эти сроки укладываемся. Думаю, что эффективность взаимодействия здесь должна быть достигнута за счет сокращения времени на прохождение документов. Поэтому мы договорились с Вами о принятии регламентов, где бы Вы определили соответствующие процедуры внутри своих организаций.

Третье. Методика оценки. Мы намеренно не форсируем этот процесс. Ключевые ориентиры для оценки заложены в нашем приказе. Методические рекомендации будут выпущены к середине года. В них мы постараемся обобщить опыт проведения ОРВ, показать на конкретных примерах слабые места в проектах актов. В рекомендации также должны войти некоторые модельные подходы к оценке эффективности использования таких инструментов, как лицензирование и аккредитация, страхование ответственности, саморегулирование. Важно дать подходы к формулированию переходных положений. Подобная методика позволит и разработчикам более взвешенно подходить к предлагаемым ими решениям.   Очевидно, что этот документ также будет разработан с учетом позиции бизнеса, внешних экспертов. В целях усиления методической составляющей в ближайшее время будет создан Консультативный совет по ОРВ. В него будут включены представители бизнеса, экспертных организаций, ведомств-разработчиков. Проект положения о совете есть в Ваших материалах. На базе совета также будет создана рабочая группа для обсуждения разногласий внутри самого бизнес сообщества по отдельным  актам. Таких случаев немного, но они существуют.

Четвертое. Оценка действующих актов. Мы получаем значительное число обращений предпринимателей об избыточности или необоснованности существующего регулирования. Министерство уже учитывает эти обращения в рамках работы по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оказания госуслуг в различных сферах.

Однако,  по Вашей инициативе в ноябре прошлого года мы подняли вопрос о необходимости проведения так называемой  «ретроспективной» ОРВ в отношении действующих нормативных актов. На основании Ваших предложений мы составили перечень из 15 ведомственных актов. Правительственная комиссия по проведению административной реформы утвердила график подготовки таких заключений. Начиная с февраля, в Правительство будет ежемесячно направляться доклад Министерства о результатах такой оценки и соответствующие предложения.

Отмечу, что в число таких актов вошли вызывающие серьезную озабоченность бизнеса СанПиН «Требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», Общие правила безопасности для металлургических и коксохимических предприятий и производств Госгортехнадзора, Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи Минсвязи, Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда Минздравсоцразвития и другие.

Сегодня мы подписываем Соглашение. В данном документе Министерство берет на себя обязательства по обеспечению участия бизнес-сообщества в процессе подготовки ОРВ. Отдельно мы фиксируем там создание Консультативного совета по ОРВ. Бизнес принимает на себя обязательства также активно участвовать в этом процессе, причем не только по конкретным проектам актов, но и в плане информационно-аналитической работы, представления количественных данных по отдельным отраслям и секторам предпринимательской деятельности.


Файлы
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1