Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

Министр Э.С. Набиуллина выступила на конференции «Применимость и использование Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

02 ноября 2011 г.   Версия для печати
Поделиться ссылкой

1 ноября 2011 г. Министр Э.С. Набиуллина выступила с докладом на конференции «Применимость и использование Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», организованой Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» совместно с Минэкономразвития России.

 

Выступление Министра Э.С. Набиуллиной

на конференции «Применимость и использование Федерального закона

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,

г. Москва, 1 ноября 2011 г.

 

Уважаемые коллеги!

Хочу поблагодарить «Деловую Россию» за организацию обсуждения закона о закупках в государственном секторе, который вступает в силу с 1 января следующего года.

Данный закон важен не только с точки зрения организации закупочных процессов в госкомпаниях, он имеет большое значение для улучшения делового климата в стране в целом.

Основным вызовом для нашей экономической политики является изменение модели экономического роста. Мы должны сделать экономику более диверсифицированной.

Для этого нужно активно задействовать все источники внутреннего спроса. И большую роль здесь играет спрос со стороны государства и государственных компаний.

По нашим оценкам, закупки для нужд государства – это 6 триллионов рублей ежегодно, которые из бюджета напрямую направляются в нашу экономику. Объем закупок государственных компаний и естественных монополий еще выше, около 7 триллионов рублей.

В итоге мы говорим о 13 триллионах ресурса спроса, который должен подталкивать нашу экономику к диверсификации.

Мы должны обеспечить такие механизмы регулирования, при которых эти деньги превратятся в реальные инвестиционные стимулы.

Бизнес должен иметь возможность в среднесрочной перспективе оценивать спрос государства на товары, работы и услуги, и, что немаловажно – на инновации.

Неслучайно в 223-й Федеральный закон введена норма, обязывающая компании обеспечить повышение доли закупок инновационной продукции. А с 2015 года разрабатывать перспективные планы закупок инновационной и высокотехнологичной продукции на период от 5 до 7 лет.

Для этого необходимо обеспечить прозрачность условий и предсказуемость решений в госсекторе.

Поэтому наше Министерство начало масштабную реформу всего закупочного законодательства, состоящую из двух главных компонентов.

Первый – реформа закупок для государственных нужд.

Сфера государственных закупок сейчас регулируется 94-м законом. Это, наверное, один из немногих законов, который все знают по его номеру, говоря о нем, даже не упоминают название. Наша реформа во многом была реакцией на критику с самых разных сторон, которая звучала в сторону 94-го закона. Этот закон был направлен на снижение коррупции и, в определенный промежуток времени, работал на решение этой проблемы, но не смог стать фактором развития добросовестной конкуренции. 94-ФЗ не дает возможность моделировать всю сферу закупок таким образом, чтобы давать ориентиры экономике, не создает условий для инвестиций.

Мы разработали и сегодня внесли в правительство закон о Федеральной контрактной системе, который должен заменить 94-ФЗ.

Переход к Федеральной контрактной системе, как мы надеемся, начнется с 1 июля 2012 года, с некоторыми переходными положениями для того, чтобы субъекты экономической деятельности могли адаптироваться к новым условиям регулирования.

Второй элемент реформы – закупки госсектора.

Закупки компаний с государственным участием, предприятий ЖКХ, естественных монополий, сейчас практически не регулируются. В результате, только некоторые госкомпании построили собственные эффективные закупочные системы, практики других – надо сказать, их большинство, – часто носят закрытый, иногда даже антирыночный характер.

Неэффективность расходов в госсекторе – это, например, низкое качество услуг ЖКХ, постоянный неоправданный рост тарифов. И это только один пример. Учитывая объемы расходов госсектора, вы можете понять, какова цена неэффективных закупок. И платят эту цену в результате население и бизнес.

Ситуация должна существенным образом поменяться с вступлением 1 января в силу закона о закупках госсектора – это Федеральный закон от 17 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Федеральная контрактная система и 223-й закон, являясь элементами одной реформы, тем не менее, решают отличные задачи и, соответственно, предусматривают разные механизмы регулирования.

ФКС регламентирует весь цикл закупочных отношений, от прогнозирования и планирования государственных потребностей до приемки и качественной оценки результатов. 223-ФЗ, по сути, только вводит информационные стандарты закупок для госсектора.

Но у них есть одна важная общая черта – новый уровень прозрачности закупок, кардинальное повышение качества информации для бизнеса и общественности.

Надо сказать, что создание закона о закупках госкомпаний и субъектов естественных монополий было крайне непростой задачей. Работа велась сложно, в постоянных дискуссиях.

С одной стороны, мы прекрасно понимали, что следует задать прозрачные правила игры, определить соответствующие ожиданиям общества требования к публичной отчетности.

Но, с другой стороны, информация – это ресурс конкуренции, мы не должны снизить конкурентоспособность субъектов регулирования закона.

Для инновационных компаний, проектных компаний, созданных институтами развития, информация о закупках – это, в ряде случаев, информация о тех технологиях, которые они развивают. И мы не должны поставить их в уязвимое положение, заставив раскрывать такого рода информацию.

Мы считаем, что в законе нам удалось найти сбалансированное решение.

С 1 января 2012 года субъекты регулирования закона обязаны будут публиковать информацию о своих закупках на собственных сайтах. С 1 июля 2012 года будут действовать в интегрированной с госзакупками единой информационной системе.

Госкомпании должны будут разработать свои положения о закупках, публиковать планы закупок и извещения о проведении торгов.

223-й закон задает новую информационную реальность, и его исполнение будет требовать наработки новых практик.

Необходима дальнейшая работа по подготовке подзаконной базы, от нее во многом будет зависеть эффективность регулирования закона. Часть этой нормативной базы должна быть создана уже в декабре этого года: разработка порядка размещения планов закупок, перечня товаров для электронных торгов, порядка публикации информации о торгах.

Новые правила для компаний обязательно должны создаваться в тесном взаимодействии с вами - потенциальными контрагентами крупнейших заказчиков в стране.

У нас уже есть обширный опыт плодотворного взаимодействия с «Деловой Россией». Мы вместе работаем над оценкой регулирующего воздействия, упрощения таможенного оформления, бизнес климата в регионах и определением лучших региональных практик.

Мы предлагаем вместе проводить мониторинг эффективности применения компаниями нового закупочного законодательства – возможно создание рейтинга прозрачности закупочных процедур в госсекторе.

Результатом нашей совместной работы должно стать улучшение бизнес-среды как совокупности факторов нормативного регулирования и практики ведения бизнеса.

Мы предлагаем продолжить эту совместную работу. Для нас важно ваше участие в настройке 223-го закона и совершенствовании нормативно-правовой базы государственных закупок.

Надеюсь, что сегодняшняя конференция поможет нам сформировать правильные подходы к нормативно-правовой базе закупочного законодательства.


Файлы
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1