Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

Состоялся брифинг заместителя Министра Е.И. Елина по теме формирования контрактной системы в сфере госзакупок

03 сентября 2013 г.   Версия для печати
Поделиться ссылкой

3 сентября 2013 г. в Минэкономразвития России состоялся брифинг заместителя Министра Е.И. Елина, посвященный обсуждению актуальных вопросов по теме государственного заказа и формирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Справочно:

1. Текущая ситуация в сфере закупок

В объеме ВВП Российской Федерации (2012 год) государственные, муниципальные закупки и закупки организаций государственного сектора экономики и субъектов естественных монополий составляют – 24,4%, в том числе закупки для государственных нужд – 11,2%, закупки для муниципальных нужд – 2%, закупки отдельных видов юридических лиц – 11,2%.

По данным Росстата за 2012 год:

  • всего заключено контрактов (договоров) – 25 588 145, в том числе:
    • для государственных нужд -11 853 114,
    • для муниципальных нужд – 13 735 031;
  • общая стоимость заключенных контрактов (договоров), тыс. рублей – 8 339 935 471, в том числе:
    • для государственных нужд – 7 168 262 822,
    • для муниципальных нужд – 1 171 672 649;
  • общая стоимость заключенных контрактов (договоров) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), тыс. рублей – 3 140 024 476 (38 % от суммарной стоимости заключенных контрактов).

Наибольший объем средств (41,6 %) в сфере государственных и муниципальных закупок расходуется на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, строительство автомобильных дорог.

Объем закупок организаций государственного сектора экономики (государственная компания, государственные корпорации, хозяйственные общества с долей государственного или муниципального участия, превышающей 50%), а также субъектов естественных монополий оценивается в 7 трлн. рублей.

Количество заказчиков, осуществляющих закупки для государственных и муниципальных нужд, составляет более 215 тыс. Организаций государственного сектора и иных хозяйствующих субъектов, закупочная деятельность которых регламентируется 223-ФЗ, – более 21 тыс.

2. Изменение полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок

В отличие от действующего законодательства Российской Федерации о размещении заказов в сферу регулирования нового Федерального закона № 44-ФЗ входит существенно более широкий спектр отношений, в том числе планирование закупок, исполнение контрактов, их расторжение и изменение, мониторинг, контроль, аудит в сфере закупок.

Соответственно объем полномочий федеральных органов исполнительной власти, предусмотренный Федеральным законом № 44-ФЗ, также существенно расширяется, что предусмотрено в том числе постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 728.

а) Расширение полномочий Минэкономразвития России

Постановление № 728 предусматривает определение Минэкономразвития России федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Данное полномочие предполагает координирующую роль Министерства в рамках выработки и реализации государственной политики в сфере закупок.

Так, Минэкономразвития России будет вырабатывать государственную политику в сферах планирования, нормирования и обоснования закупок, осуществлять мониторинг закупок, утверждать методику определения начальной (максимальной) цены контракта, обеспечивать формирование и ведение каталога товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждать типовое положение (регламент) о контрактной службе заказчика, устанавливать единые требования к функционированию электронных площадок, отобранных для проведения электронных аукционов, а также осуществлять иные полномочия.

б) Полномочия органов контроля, новые органы контроля

Расширяются полномочия ФАС России, которая будет контролировать всю сферу закупок, начиная с их планирования, за исключением вопросов, которые отнесены к компетенции иных органов контроля (в настоящее время ФАС России контролирует только процедуры определения поставщиков).

Аналогичные контрольные полномочия в сфере государственного оборонного заказа получает Рособоронзаказ.

Федеральный закон № 44-ФЗ впервые определяет полномочия органов внутреннего финансового контроля (Росфиннадзора и аналогичных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) по контролю в сфере закупок.

Данные органы будут осуществлять контроль, в том числе соблюдения требований к обоснованию, нормированию, планированию закупок, определению начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Контрольным органом с 1 января 2016 г. становится Казначейство России, которое будет осуществлять контроль информации, размещаемой в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).

3. Реализация Федерального закона № 44-ФЗ

Законом предусматривается поэтапное вступление в силу отдельных его положений в целях адаптации системы государственных и муниципальных закупок к нововведениям.

Таким образом, реализация Федерального закона № 44-ФЗ в части разработки и принятия подзаконных актов займет три года и будет осуществляться в соответствии с планом мероприятий, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации.

В текущем году для того, чтобы обеспечить запуск контрактной системы с 1 января 2014 г. необходимо принять 37 актов Правительства Российской Федерации, 6 ведомственных нормативных правовых актов.

В ближайшие два месяца Минэкономразвития России будет подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации ряд концептуально важных проектов нормативных правовых актов:

  • об установлении порядка оценки заявок, в том числе предельных величин значимости каждого критерия;
  • об установлении требований к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требований к форме плана закупок;
  • об установлении требований к порядку формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требований к форме планов-графиков;
  • об установлении перечня товаров, работ, услуг, в случае закупки которых заказчик обязан проводить электронный аукцион.

Кроме того, приказом Минэкономразвития России предполагается утвердить методические рекомендации по применению методов расчета начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Одним их важнейших факторов формирования контрактной системы будет создание единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС).

ЕИС будет обеспечивать автоматизацию деятельности заказчиков по планированию и осуществлению закупок, автоматизированный контроль всех этапов закупок, мониторинг закупок в любых разрезах (по заказчикам, субъектам Российской Федерации, номенклатуре закупаемых товаров, работ, услуг, ценам контрактов, применяемым преференциям и т.д.), а также ведение электронного документооборота между заказчиком и поставщиком.

Ввод данной системы в эксплуатацию предполагается осуществить в IV квартале 2015 г.


Файлы
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1