Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Выступления и заявления руководства

Выступление Министра экономического развития Алексея Улюкаева на совещании о функционировании ОЭЗ в Калининградской области

14.05.14

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Действительно, 16-й Федеральный закон, действующий с 2006 года, определяет набор льгот для резидентов особой экономической зоны. Это касается налогов на прибыль, на имущество, земельного налога, это в основном в части бюджета субъекта Федерации. Кроме того, имеется льгота, носящая временный характер переходного периода (10 лет), истекающего 1 апреля 2016 года по ввозу на территорию Таможенного союза товаров, которые производятся на территории особой экономической зоны в Калининградской области с использованием иностранных компонентов, комплектующих, при условии соответствия критериям достаточного уровня переработки, без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. Понятно, что эти льготы призваны компенсировать некоторые особые и неблагоприятные условия работы инвесторов здесь, в Калининграде. Речь идёт о повышенных транспортных издержках, повышенных издержках на энергетическую инфраструктуру, речь идёт об особом административном режиме в ряде случаев и так далее.

В соответствии с требованиями Всемирной торговой организации, а также в соответствии с соглашениями о создании Таможенного союза этот режим льгот по таможенным пошлинам и НДС должен прекратить своё действие. Соответственно, серьёзно ухудшается положение компаний, а это 785 юридических лиц, которых касаются эти льготные условия, это 22% валового регионального продукта впрямую производимого этими предприятиями, это 24% занятых, 50 тыс. рабочих мест, которые прямо к этому относятся, а с учётом косвенных эффектов это 170 тыс. занятых и до 65% валового регионального продукта.

Возникают существенные риски, и эти риски начинают материализовываться, в том числе в поведении, скажем, кредитных организаций, которые прекращают кредитование предприятий, видя риски по возврату и обслуживанию кредитов за пределами 1 апреля 2016 года. Возникают риски по заключениям тех инвестиционных контрактов, которые уже были проработаны, а теперь инвесторов останавливает опять же эта ситуация неопределённости. В этой связи предлагается частично компенсировать возможное ухудшение ведения хозяйственной деятельности и фактически бо́льшую налоговую нагрузку на бизнес через механизм субсидий. Мы считаем, что это механизм субсидирования, который полностью соответствует требованиям Всемирной торговой организации. Мы предлагаем введение субсидий на активизацию рынка труда и модернизацию производства, причём федеральный бюджет мог бы представить соответствующую субсидию бюджету субъекта Федерации. Затем нужно установить два набора требований. Мы обсуждали, в каком виде этот набор требований устанавливается: с заключением ли отдельных инвестиционных контрактов. И пришли к выводу, что наиболее приемлемым является вариант, когда нормативно-правовой акт субъекта Федерации и нормативно-правовой акт (постановление) Правительства Российской Федерации определяют базовые требования к тем участникам, которые будут подпадать под условия предоставления дополнительных субсидий на активизацию занятости и модернизацию производства.

Речь идёт о четырёх базовых, важных, с нашей точки зрения, критериях. Это, прежде всего, сохранение необходимого количества рабочих мест и не снижение фонда оплаты труда. Второе – объёмы капитальных вложений, это требования по инвестированию, юридические лица, которые осуществляют инвестиционную деятельность, вкладывают в основной капитал. Третье – исполнение обязательств по налогам и сборам, отсутствие задолженности, не снижение платежей в налоговую систему. И четвёртое – статус резидента или юридического лица, зарегистрированного на территории Калининградской области и работающего в соответствии с требованием 16-го Федерального закона 2006 года. Это хорошо администрируемые требования, которые легко подтвердить данными стандартной отчётности предприятий, и в этом смысле здесь не возникает каких-либо специальных сложностей. Соответственно, сам расчёт величины субсидии, который мог бы быть привязан и к фонду оплаты труда, и к объёмам производства, будет делаться субъектом Федерации, а уровень федеральный лишь определит наиболее рамочные параметры этих требований. Мы считаем, что такого рода подход позволит сохранить относительную благоприятность условий хозяйствования для субъектов хозяйственной деятельности здесь, в особой экономической зоне Калининграда, и поддержит инвестиционный процесс и общую экономическую активность на территории.

http://government.ru/news/12360

Документы