Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Выступления и заявления руководства

Алексей Улюкаев: Улучшается ситуация с заключением госконтрактов в рамках ФЦП

05.06.14

Доклад Министра экономического развития Алексея Улюкаева на заседании Правительства России о ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации федеральной адресной инвестиционной программы за I квартал 2014 года:

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемые коллеги!

У нас реализуется 46 федеральных целевых программ. Действительно, объём средств, хотя измерен не в долях от ВВП, не так велик и даже сокращается. У нас расходы инвестиционного характера сейчас не превышают 2% ВВП, к сожалению. Тем не менее в абсолютных значениях сумма большая – 944 млрд рублей, и очень важно качественно законтрактовать, профинансировать и использовать эти средства.

Что касается Федеральной адресной инвестиционной программы, это 2209 позиций, из которых больше одной трети (761 объект) – вводные объекты. На реализацию этих работ предусмотрено больше 834 млрд рублей.

С точки зрения статистики контрактации, финансирования, освоения средств можно отметить улучшение ситуации по сравнению с прошлым годом. Так, контрактация составила в I квартале 63,3%, в то время как год назад это было 60%. Не очень большое, но очевидное продвижение.

Улучшились параметры привлечения софинансирования со стороны бюджетов субъектов Федерации и внебюджетных источников: было 10,5% в прошлом году в I квартале, сейчас 12%.

В начале года у нас было некоторое снижение динамики финансирования из федерального бюджета. Это было связано с тем, что изменения Бюджетного кодекса привели к тому, что форма бюджетной субсидии, которая стала основной для финансирования государственных капиталовложений, потребовала внесения серьёзных изменений в нормативно-правовую базу. Тем не менее после принятия соответствующих изменений в постановление Правительства в начале мая мы нагнали динамику, и по итогам пяти месяцев у нас уже объём финансирования даже немного лучше, чем в прошлом году: в прошлом году за пять месяцев было 20,1, сейчас 20,2%.

В условиях внедрения механизма программно-целевого финансирования государственных программ очень важно, чтобы уточнение бюджетных лимитов, бюджетных потолков не приводило к фронтальному сокращению расходов, при котором, как правило, расходы капитального характера оказываются наименее защищённой статьёй, и это, конечно же, может отразиться на решении наших приоритетных задач. В этом смысле, конечно, необходимо идти от приоритетов, от задач и уже на их основе уточнять объёмы финансирования.

Межведомственная комиссия, которая провела большую работу с рабочими группами, заинтересованными ФОИВами, сформировала так называемый лист ожиданий в сумме 488 млрд рублей. Сумма очень большая, но мы предполагаем внимательную работу с ними, в том числе в соответствии с нашим регламентом. Вице-премьеры будут проводить соответствующие секторальные совещания для того, чтобы уточнить, можно ли в самом деле эти суммы обеспечить источниками финансирования для решения необходимых задач.

Что касается отстающих и передовиков.

Лучше реализуются программы развития уголовно-исправительной системы, развития телерадиовещания, промышленной утилизации вооружений и военной техники. Наиболее крупные проблемы с такими ФЦП, как укрепление единства российской нации: поздняя подготовка, программа утверждена только в марте текущего года, привела к тому, что финансирование составляет 1%.

По программе «Юг России» финансирование программы не начато, это связано также с долгой работой по внесению изменений в бюджетную роспись и поздней подготовкой соответствующей проектно-сметной документации. Повышение устойчивости жилых домов в сейсмических районах – финансирование программы составило 0,4%. Это связано во многом с тем, что процедура передач полномочий от Минрегиона к Минстрою заняла слишком много времени.

Непрограммная часть ФАИПов – 403 объекта (из которых тоже больше трети, 152, вводные), 315 млрд рублей. Контрактация также идёт более успешно, чем в прошлом году, – сейчас у нас 43%, в прошлом году было 39% за I квартал. И точно так же динамика финансирования из федерального бюджета шла с большим запаздыванием в I квартале этого года по той же самой причине: изменение в нормативную базу, она требовала изменения в действующий контракт и перезаключения соглашения и так далее. Начиная с мая мы нагоняем это отставание, и думаю, что по II кварталу сможем доложить о позитивной динамике.

Беспокойство вызывает ФЦП «Жилище». Дело в том, что 2015 годом заканчивается её действие, а у нас там такие важные позиции, как обеспечение жильём молодых семей, молодых учёных, госслужащих. И поэтому механизм решения этих задач – осуществления соответствующих государственных капиталовложений – должен быть очень ясно прописан. И хотелось бы обратить внимание Минстроя на этот вопрос, чтобы он смог подготовить соответствующую нормативно-правовую базу.

Д.Медведев: Давайте быстрее.

А.Улюкаев: Сейчас уже выходим фактически на прямую, потому что первый аудит уже будет проводиться.

Ещё ФАНО тоже, конечно, вызывает беспокойство, слишком долгое время не могли развернуть работу. Сейчас подготовлен проект нормативно-правового акта, который позволяет агентству осуществлять соответствующую работу по капиталовложениям. Сейчас нужно его быстро принимать и решать эти задачи.

Относительно аудита хотел бы ещё упомянуть тоже застаревшую нашу проблему – это финансирование проведения его на первом этапе, когда он ещё не может быть включён в проект. В соответствии с нынешней нормативно-правовой базой это должно быть за счёт сметы ведомств. Для крупных проектов аудит предполагается после суммы 8 млрд рублей. Это довольно существенные суммы, и источник их финансирования должен быть определён.

Буквально два слова относительно возможной экономии, потому что очень жёсткие бюджетные рамки, мы должны решать очень серьёзные задачи. Межведомственная комиссия внесла предложение по прекращению деятельности трёх федеральных целевых программ. Это «Научные и научно-педагогические кадры», поскольку большинство объектов было передано в адрес ФАНО и программа может влиться в состав другой программы; «Обеспечение безопасности полётов воздушных судов негосударственной авиации» и «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Объём экономии, который здесь возникает в 2015 и 2016 годах, – примерно по 8 млрд рублей, которые будут перераспределены в том числе на объекты, которые находятся в листе ожиданий.

Сходное предложение было по программе «Развитие внутреннего туризма», но мы, поработав с коллегами из Министерства культуры, нашли возможность, для того чтобы всё-таки эта программа реализовывалась, отставание по софинансированию будет преодолено.

Спасибо.

© Фото пресс-службы Правительства России.

Документы