Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Выступления и заявления руководства

Алексей Улюкаев: За три года с нуля была создана базовая система аккредитации

19.02.15

Министр экономического развития Алексей Улюкаев выступил с докладом о развитии системы аккредитации в Российской Федерации на заседании Правительства.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Действительно, как было сказано во вступительном слове, мы за три года практически с нуля создали национальную систему аккредитации, включая принятие базового закона об аккредитации в национальной системе, большого количества подзаконных нормативно-правовых актов, включая 12 актов Правительства, ведомственные акты. Была сформирована служба, сравнительно небольшая, численностью 220 человек, но уже приступившая к активной деятельности.

Чем было вызвано создание этой нормативной базы и самой службы? Решение принципиального вопроса – это организация системы качественной оценки компетентности тех организаций, которые проверяют продукцию на соответствие установленным требованиям, прежде всего её качество и безопасность, и осуществляют допуск этих организаций к проведению соответствующих работ.

Два типа организаций – это лаборатории, которые непосредственно занимаются испытаниями, у нас их около 9 тыс., и органы по сертификации, которые занимаются оформлением соответствующих документов, – это порядка 1,5 тыс.

Несколько проблем, которые мы пытаемся решить посредством этих нормативно-правовых и организационных усилий. Это и формирование единого интеграционного пространства – сначала Таможенный союз, ныне Евразийский экономический союз, и необходимость обеспечения соответствующих требований к стандартам продукции на этой территории. Во-вторых, это уход от ведомственной чересполосицы, которая была в своё время: достаточно неорганизованная система, непонятные требования к организациям, непонятные финансовые условия, ценообразование (рынок довольно большой, измеряется десятками миллиардов рублей, а принципы работы на этом рынке и финансовой корректности не были сформулированы, отсюда большое количество теневых отношений). И, конечно, необходимость выйти на международный уровень, обеспечить снижение издержек наших компаний на обеспечение соответствующими документами при экспортно-импортных операциях.

Для этого с учётом принципов открытости, максимальной информационной прозрачности, ориентации на международные стандарты в области аккредитации были сформированы соответствующие структуры Росаккредитации.

С 2013 года у нас создан соответствующий информационный ресурс – Федеральная государственная информационная система в области аккредитации, сейчас более 4 тыс. пользователей. Примерно 40% всех госуслуг у нас оказывается в электронном виде сейчас, 13 реестров ведётся на сайте, которыми можно пользоваться. Примерно 5 млн обращений в год, прежде всего со стороны таможенных органов, а также компаний, граждан, которые хотели бы удостовериться в том, что продукция, которую они приобретают, соответствует необходимым требованиям качества и безопасности.

Работают общественные организации. Есть общественный совет, довольно активный, комиссия по апелляциям, экспертные группы, которые активно занимаются отбором и оценкой экспертов, которые работают в области аккредитации в соответствующих лабораториях и органах.

Относительно необходимости международного признания. С 2013 года Росаккредитация – ассоциированный член Международной организации по аккредитации лабораторий. И, как Вы сказали, Дмитрий Анатольевич, мы к концу 2016 года должны пройти соответствующую процедуру признания и стать полноправным членом организации. Это даст возможность того, что результаты лабораторных испытаний в Российской Федерации будут признаваться органами сертификации тех стран, на рынки которых будут выходить наши экспортёры. Это серьёзное сокращение транзакционных издержек, ускорение процедур допуска на рынки и просто удешевление и снижение этих издержек.

Кроме того, Росаккредитация будет вступать в Международный форум по аккредитации, который устанавливает общие требования к двусторонним отношениям. Там нет ассоциированного членства, поэтому мы непосредственно будем работать над вступлением в качестве полноправного члена к концу 2016 года.

Для того чтобы добиться высокого качества работы аккредитованных организаций, мы проводим большой объём необходимых контрольно-надзорных мероприятий: в 2015 году – 6,5 тыс. оценок, 2 тыс. контрольных мероприятий с выездами. Как правило, в этом участвуют эксперты, которые отбираются общественными организациями. Есть высокая степень необходимости участия самих сотрудников службы, но мы пока можем обеспечить порядка 10% проверочных работ с выездом на места, с непосредственной работой инспекторов. Просто штатная численность и финансирование большего пока не позволяют.

Для того чтобы повысить результативность этой работы, мы внедряем рискоориентированный подход к проведению выездных оценок, которые требуют наибольшего количества трудовых ресурсов. Выделены группы, примерно 600 организаций, – это группы особо высокого риска, которые, как нам кажется, во многом штампуют соответствующие документы. По статистике, 4% всех органов по сертификации выдают 80% сертификатов, то есть, получается, на один этот орган приходится примерно 2,5 тыс. сертификатов в год, это очень большой объём.

Есть понимание того, что значительная часть этого происходит без осуществления необходимых лабораторных испытаний. Это наиболее рисковая зона, где мы должны обеспечить 100-процентный соответствующий охват. И второй близкий к этому сегмент – это 1,2 тыс. организаций высокой степени рисков. Где, например, эта работа ведётся по большому количеству технических регламентов одновременно или прежние проверки выявили нарушения и злоупотребления.

Задачи, которые стоят перед службой, перед всей национальной системой аккредитации.

Первое – это, конечно, окончательная очистка рынка от недобросовестных аккредитованных лиц, привлечение туда качественных бизнесов, которые готовы инвестировать в лаборатории, в лабораторное оборудование, в осуществление тех процессов, которые выявляют на самом деле все параметры, связанные с качеством и безопасностью продукции.

Есть просто вопиющие случаи. Например, вакцины – в прошлом году 2 млн доз вакцин, безопасность которых не была проверена должным образом. Это, например, касается пиротехники. Огромное количество нарушений и злоупотреблений и по ряду других позиций. Поэтому тщательная селекция лабораторий и органов, которые выдают сертификаты, – это первый фокус нашей работы. И мы хотели бы повысить долю проверок с учётом этих зон риска с 10 до 30% с участием непосредственно сотрудников Росаккредитации.

Второе – это, конечно, обеспечение международного признания национальной системы до конца 2016 года, работа с международными инспекциями, которые оценят нашу готовность к этому, и затем – оформление полноправного членства в этих двух международных организациях.

И третье – это завершение формирования информационной системы для всех участников национальной системы аккредитации, увеличение доли электронных услуг (сейчас она составляет 40%), дальнейшее повышение этой доли и обеспечение комфорта и надёжности работы этой системы для всех участников национальной системы.

Спасибо.

Документы