Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

Алексей Улюкаев: Важна предсказуемость и стабильность налоговой системы

02 июня 2015 г.   Версия для печати
Поделиться ссылкой

Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев выступил на парламентских слушаниях в Государственной Думе на тему: "Основные направления налоговой политики Российской Федерации".

Алексей Улюкаев: "Наша налоговая система по базовым принципам конкурентоспособна, но ее необходимо донастроить с точки зрения правил налогового администрирования, требований к увеличению налоговой нагрузки и конкурентоспособности специальных налоговых режимов для малого и среднего предпринимательства".

Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемые участники слушаний!

Антон Германович очень подробно обрисовал состояние и перспективы развития налоговой системы. Вообще в целом, можно сказать, налоговая сфера, наверное, единственная качественно реформированная система общественно-экономических отношений в стране, мы имеем вполне конкурентоспособную по своим параметрам её структуру.

И вот задача стратегии... ответьте на два вопроса.

Во-первых, дать ясные ориентиры для бизнеса и для домашних хозяйств относительно возможности их делового планирования, исходя из принципов и параметров построения налоговой системы.

И второе. Может быть, развернуть дискуссию общественную относительно каких-то новаций, которую в будущие периоды можно будет имплементировать.

Вот данный вариант - проект стратегии - он вполне качественно отвечает на этот вопрос применительно к фискальной составляющей налоговой системы.

Но, вообще-то говоря, базовый-то ответ дал президент в Бюджетном послании, когда сказал, что у нас не будут меняться основные принципы налоговых условий в Российской Федерации. Собственно говоря, здесь можно было бы поставить точку, но коль скоро мы точку не ставим, значит, мы имеем в виду некоторые другие обстоятельства. Какие именно?

Всё-таки налоговая система - это не только механизм ресурсного обеспечения исполнения государством своих социальных, оборонных, правоохранительных и иных обязательств, это мощный инструмент экономической политики, который способен мотивировать или демотивировать бизнес для инвестиций, для участия в расширенном производстве, импортозамещении, работе на экспорт, выход на иные рынки и так далее, и в целом соответствовать достижению целей социально-экономического развития или не соответствовать этому.

И третье. Конечно же, налоговая система - это важнейший элемент. Общественная стабильность - это общественный договор, это, так сказать, просто чисто фискальный подход - это дань, вот вы платите дань, а взамен не получаете ничего. А общественный договор налоговой демократии, демократии налогоплательщика - это система предоставления общественных гарантий и услуг в обмен на эти платежи. Это чрезвычайно важные общественные отношения и вообще основа качественного развития общества.

С этой точки зрения, чрезвычайно важна предсказуемость и стабильность налоговой системы.

С одной стороны, мы сказали о том, что и устами президента, и этим текстом о том, что, по крайней мере, на ближайшие три года эта стабильность нам гарантирована.

С другой стороны, мы понимаем, что кроме тех позиций налоговых, которые зафиксированы в Налоговом кодексе, у нас существует ещё большой объём так называемых "квазиналоговых платежей" - сборов, платежей, пошлин и так далее. И объём этот очень большой.

Когда мы говорим о конкурентоспособности налоговой системы и сравниваем нашу налоговую систему с иными странами, конечно же, я думаю, здесь в сравнении с Европейским союзом оно некачественно и неубедительно, там совершенно иная система общественных отношений, мы должны были бы сравнить два аспекта.

Во-первых, коль скоро мы - страна, которая стремится обеспечить темпы экономического роста выше, чем среднемировые, и тем сократить этот разрыв, который у нас, с развитыми экономиками, мы должны сравнить себя с теми странами, которые быстро развиваются: это Китай, это страны Юго-Восточной Азии, это Соединённые Штаты, в конце концов. По каждой из этой позиции у нас разрыв 7, 8, 10-процентных пункта наше налоговое обременение выше, чисто налоговое обременение выше, чем в этих странах.

И второе, конечно, это страны сходного с нами уровня развития и вышедшие из примерно тех же условий, то есть это страны Евразийского экономического союза, страны СНГ и страны БРИКС.

Там у нас тоже чрезвычайно большая разница по налоговому обременению, у нас выше налоговая нагрузка, чем в странах Евразийского экономического союза на 17 процентных пунктов и выше чем в странах БРИКС в среднем на 22 процентных пункта. И, собственно говоря, вот это обеспечивает иную конкурентоспособность наших предпринимателей, возможные выходы на рынки, в том числе рынки третьих стран по сравнению с этими компаниями, с этими странами.

Я уже сказал, что это речь идёт только о том, что у нас зафиксировано в Налоговом кодексе. Есть большой объём сборов, платежей. Мы вчера на совещании председателя правительства подводили промежуточный итог работы по этим показателям. Всего у нас больше 70 такого рода, введено разного рода обременений. Самая приблизительная оценка их стоимости для бизнеса - это примерно 3 процента валового внутреннего продукта с различиями по отраслям и у нас наблюдается довольно высокая динамика введения соответствующих требований или повышение тех коэффициентов, по которым определяются и исчисляются величины нормативов, сборов и пошлин. Вчера мы приняли, я считаю, очень важное принципиальное решение о том, что по ряду из этих показателей ввести, так сказать, мораторий и в этом смысле сбалансировать требования по не введению дополнительного обременения по налоговым платежам с требованием по не введению этих же обременений по неналоговым платежам, а также о замораживании коэффициентов и не введению индексации по тем платежам, по которым они уже установлены. Это чрезвычайно важное решение, но мы всегда должны иметь в виду и этот аспект дела.

Следующий момент, который определяет конкурентоспособность налоговой системы как инструмента экономической политики. Это возможность и оперировать не только ставками, но наличием специальных институтов, специальных льгот и правил налогового администрирования. Конечно же, к льготам можно относиться по-разному. К льготам можно относиться просто как к вычету из доходов бюджета, а можно относиться как к механизму формирования налогооблагаемой базы и, следовательно, формирования поступления в бюджет в будущие периоды. В экономике известно правило предпочтения нынешних доходов в будущем. Но если мы приведём оценку по чисто приведенной стоимости, мы увидим, что в ряде случаев налоговые льготы не только не противоречат правилу пополнения в бюджеты, сбалансированности бюджета, но и способствовать обеспечению сбалансированности бюджетной системы, приведению в соответствие расходных обязательств и их ресурсное обеспечение в будущие периоды. И в этой связи мы, конечно же, должны развивать специальные налоговые режимы в рамках территорий опережающего социально-экономического развития и мы ставим вопрос о том, чтобы распространить их применение сначала не только на территории Дальневосточного федерального округа.

Сейчас принято решение о распространении, создании территорий опережающего развития в рамках моногородов российских для того, чтобы помочь их вывести из депрессивного состояния. Затем мы хотели бы распространить их полностью на территории Российской Федерации. Это также режим особых экономических зон, режим так называемый их финансирования, компенсация за счёт будущих налоговых платежей, расходов инвестора на формирование производственной инфраструктуры для новых бизнесов. Можно подумать о введении в нашей налоговой практике так называемого института ... rolling. Это предварительное согласование между налоговым органом, налогоплательщиком правил применения законодательства, разумеется, на основе полной транспарентности и прозрачности такого рода правил применения.

Очень важно, конечно, мы высоко оцениваем ту работу, которую ведёт налоговая служба в получении качества администрирования по формированию условий справедливости налогообложения, при котором никто не будет уходить из-под правил исполнения налогового законодательства и тем перекладывать обременение на иных законопослушных налогоплательщиков. Но нам кажется, что корректировка информационных взаимоотношений в этой системе, повышение надёжности администрирования должно сопровождаться одновременно и обеспечением соответствующего комфорта для добросовестных налогоплательщиков. В частности, например, выявление мошенничества в системе уплаты НДС, абсолютно правильная мера, должна сопровождаться, с нашей точки зрения, ускоренного возмещения НДС законопослушным налогоплательщикам. Кроме того, конечно же, очень важно (у нас не прецедентное право) тем не менее правоприменение и судебная практика, которая работает в сфере налогового законодательства, чрезвычайно важна, потому что задаёт основы для соответствующих решений в будущие периоды. И в этом нам нужно обеспечить, чтобы и в судебной практике, в досудебных разрешениях у нас применялись соответствующие случаям нормы налогового законодательства. Ну например, если имеет место злоупотребление с трансфертными ценами, то надо применять соответствующие правила, а не снимать полностью затраты понесённые. То есть это было правилом избыточного администрирования.

Чрезвычайно важно ввести механизмы, здесь об этом Антон Германович говорил, для поддержки тех направлений в экономике, тех секторов, которые и социально, и экономически являются фокусами нашего развития, это, прежде всего, малое и среднее предпринимательство. Да, действительно, в последнее время мы наметили серьёзные меры и по работе специальных налоговых режимов, по патентной системе, по индивидуальным предпринимателям, но здесь кое-что ещё требует всё-таки доработки. Ну например, уточнение критериальных значений по отнесению предпринимателя, соответственно, к микро, малому и среднему бизнесу должно быть дополнено имплементацией соответствующей нормы непосредственно в текст Налогового кодекса.

Второе. Мы ввели право субъекта Федерации снижать в шесть раз соответствующую налоговую нагрузку по специальному налоговому режиму для малого и среднего бизнеса, но есть беспокойство о том, что это может спровоцировать нежелательную налоговую конкуренцию между субъектами Федерации, а также не вполне позитивно скажутся на пополнении их бюджетов. В этой связи, с нашей точки зрения, и такого рода предложение есть в основных направлениях деятельности правительства на следующий трехлетний период ввести не право, а обязанность субъекта Федерации соответствующей компенсации в рамках межбюджетных трансфертов межбюджетных отношений.

Отдельный вопрос - это применение страховых платежей для малого и среднего предпринимательства. Есть предложение по снижению ставок. Но есть и принципиальный вопрос. Когда мы уходили с вами от единого социального налога к системе страховых платежей, мы фактически потеряли такой элемент как льготирование этих платежей. Поскольку, коль скоро это не налог, а страховой сбор, то льготирование одновременно означает изъятие с точки зрения соответствующих прав застрахованного лица, пенсионных прав, социальных прав, медицинских прав и так далее. Это создаёт с нашей точки зрения существенный дисбаланс, и мы должны обязательно к этому вопросу вернуться о том, чтобы распространить и на эту сферу отношений в области малого и среднего бизнеса возможности введения льготирования. Кроме того, конечно же, нужно дополнительно обсуждать вопрос об администрировании этих платежей. У нас был накоплен качественный опыт его администрирования налоговой службой, и, наверное, забывать эту практику было бы неправильно.

В целом, подытоживая, хочу сказать, что наша налоговая система является по-своему базовым принципам конкурентоспособная, но нам необходимо донастроить её с точки зрения правил налогового администрирования, с точки зрения распространения требований, а не увеличения налоговой нагрузки не только на сферу налоговых отношений, но и на сферу квазиналоговых отношений, и обеспечить конкурентоспособность с точки зрения работы специальных налоговых режимов, специальных налоговых правоотношений, прежде всего, для малого и среднего предпринимательства.


Файлы
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1