Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Выступления и заявления руководства

Алексей Улюкаев: О возможности эффективно реализовывать федеральные целевые программы и ФАИП в следующем бюджетном периоде

11.12.15

Алексей Улюкаев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Действительно, у нас объем ресурсного обеспечения по ФЦП - по 45 программам - составил 991 млрд. рублей. Немножко лучше в этом году, чем в прошлом, шло контрактование. За 9 месяцев 87% работ законтрактовано. И немножко лучше исполнение – мы чуть больше половины – 52,4% работ смогли исполнить в этом году. В прошлом году было меньше 50%.

По ФАИП в целом из 1900 объектов – 627 вводных в этом году и это большой объем, большие средства. Хочу сказать, что это вопрос, который вызывает у нас наибольшее беспокойство по исполнению: по факту за 9 месяцев введено лишь 40 объектов – это 7%. Это так всегда бывает, что основной объем вводов идет в конце года, но этот год особенно низкий. Для сравнения в прошлом году в этот же период было введено 100 объектов – в 2,5 раза больше.

И большое влияние, к сожалению, оказал ход исполнения бюджета – те фронтальные корректировки, которые мы делали 2 раза в этом году. В том числе при этих корректировках 50 вводных объектов – по ним были сокращены объемы финансирования.

Те две программы, Дмитрий Анатольевич, которые вы сказали как «вызывающие беспокойство» - это повышение "Сейсмоустойчивости жилых домов" и "Система химбиобезопасности" – там немножко разная ситуация. Если по "Сейсмоустойчивости" за 9 месяцев задел небольшой – 18%. Связано это с тем, что корректировки шли, шли программы, были некие задержки, но это почти полностью наверстано за следующие 2 месяца. У нас по 11 месяцам – 81% исполнения. Уже из красной зоны эта программа вышла.

А вот по "Химбиобезопасности", к сожалению, ситуация так и не выправилась. Я напомню, мы очень долго ее согласовывали. Минздрав очень долго не мог получить согласование Минфина. Мы с разногласиями долго рассматривали эту программу. И она фактически начала исполняться в этом году таким образом, что средства были зарезервированы и Минздрав очень поздно смог приступить к реализации этих программ. И даже за 11 месяцев всего лишь 13,5% исполнения. Это очень тревожная ситуация и у нас большая просьба к Веронике Игоревне (обращаясь к В.Скворцовой), мы тоже подключимся, для того чтобы это навёрстывать. Ещё несколько актуальных позиций, связанных с возможностями эффективно реализовывать федеральные целевые программы и ФАИП в целом, в следующем бюджетном периоде.

Первое. Есть серьёзная проблема с тем, чтобы мы включили в соответствии с поручениями Президента в ФАИП не только объекты, финансируемые непосредственно из бюджета, но и объекты акционерных обществ, государственных корпораций и компаний с государственным участием. Для этой цели мы подготовили соответствующие поправки в Бюджетный кодекс. К сожалению, законодатели ещё не приняли этих решений, поэтому нам нужно сейчас на уровне актов Правительства принимать решение о переходном периоде 2016 года, о тех переходных положениях, которые позволят выполнить поручение Президента без изменений в Бюджетный кодекс. Такие поправки подготовлены, нам необходимо их максимально быстро реализовывать.

Второе. Мы подготовили предложения о том, чтобы перейти на двухэтапную процедуру включения крупных инвестпроектов, тех, которые не относятся к числу проектов повторного применения, в Федеральную адресную инвестиционную программу. Это позволит нам обеспечить и более точные решения, потому что предполагается, что первый этап, ещё до разработки проектной документации, представляет собой обоснование инвестиций с учётом результатов инженерных изысканий, геоподосновы, определения мощностей, после этого принимается решение о бюджетных инвестициях принципиальное. И потом уже - на втором этапе - принимается решение о строительстве объекта с учётом полученных на первом этапе результатов. Мы надеемся, что это обеспечит большую публичность, прозрачность всей процедуры и создаст возможность заключения контрактов сразу на проектирование и на строительство объектов.

Третья позиция. У нас изменилась процедура парламентского контроля за ходом формирования и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы. И новые изменения в закон о парламентском контроле, который уже принят Государственной Думой, требуют предоставления главными распорядителями бюджетных средств большого количества новых документов. Причём таких документов, как, например, связанных с оформлением земельных участков, что для ряда объектов (прежде всего, линейные объекты - трубопроводы, сети) чрезвычайно сложно будет для главных исполнителей. Надо к этому готовиться, чтобы не допустить срыва нормативного обеспечения реализации Федеральной адресной инвестиционной программы.

И ещё одно. В ходе парламентской работы мы, к сожалению, допустили ситуацию, при которой были перераспределены средства 17 объектов. Это примерно 8 млрд. рублей. Причём это объекты, по которым заключены контракты, есть обязательства по этим контрактам. В этой ситуации контракт оказывается в сложном положении. При этом в результате распределения только 3 млрд. руб. были закреплены за определёнными объектами, а 5 млрд. руб. - оставлены в резерве и на главе Минфина. Нам нужно, мне кажется, избегать таких ситуаций, потому что возникают риски по контрактам, с одной стороны. С другой стороны, зарезервированные средства не могут быть направлены на начало работ, и работа отодвигается на более поздние периоды, соответственно, возникают риски не ввода объектов. Концентрация нашей работы на этих направлениях, мне кажется, позволит повысить эффективность реализации ФЦП и ФАИП и увеличить количество действительно вводимых в строй объектов.

Документы