Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

Алексей Улюкаев: Создание системы МФЦ - это основание для того, чтобы экономить бюджеты министерств и ведомств

14 января 2016 г.   Версия для печати
Поделиться ссылкой

 

Алексей Улюкаев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Действительно, мы, я считаю, довольно успешно исполняем поручения Президента об обеспечении доступности государственных услуг через систему одного окна. Охват, как сказал Председатель Правительства, у нас не 90%, как требовалось, а 94,2%. При этом мы имеем в виду такой критерий доступности, как не более чем 5 тыс. жителей на одно окно, а в населённых пунктах с населением меньше 1 тыс. – отдельно одно окно.

Эта работа последние три года разворачивалась. Мы шли с опережением графика, вот этот результат получили, о котором сейчас сказали. Сеть – это 12 тыс. точек по всей стране, из них 2700 примерно – это полноценные многофункциональные центры и ещё порядка 10 тыс. – это территориально обособленные подразделения в небольших населённых пунктах. Всего это 43 тыс. окон, то есть получается примерно 3001 окно на 3400 человек – это лучше, чем предусматривалось нашими критериями.

Есть, конечно, субъекты Федерации, где не достигнуты эти показатели. Самая негативная ситуация в Курганской области, Забайкальском крае – там меньше 80% охват. Есть и очевидные лидеры, например Москва: 112 многофункциональных центров, причём они работают по принципу экстерриториальности, то есть в любом районе ты можешь получить услугу, даже если ты житель другого района, и качественно они очень хорошие. Ну и другие: Свердловская область – 100 МФЦ, Ростовская – порядка 80, Башкортостан – больше 70.

Это хорошие и качественные сети. Они объединены единым стандартом, единым брендом «Мои документы». На самом деле это такая визитная карточка. Где граждане сталкиваются с государством? Сейчас прежде всего в многофункциональных центрах, и поэтому о том, насколько комфортно им там будет, насколько быструю и качественную услугу они получат, они во многом будут судить и судят сейчас о работе государственного аппарата в целом.

Большая работа была сделана по информатизации работы МФЦ, поэтому большой объём услуг реализуется в электронной форме. Более того, МФЦ становятся такими центрами, где не только государственные услуги оказываются, но и некоторые другие дополнительные услуги. Например, в Якутии организованы бесплатные курсы повышения компьютерной грамотности на базе местных МФЦ, в Алтайском крае – онлайн-консультирование, в Кировской области – занятия в рамках проекта «Волонтёры информационного общества» и так далее. Здесь тоже открываются большие дополнительные перспективы.

Услуги как таковые весьма востребованы. Это прежде всего услуги таких ведомств, как Министерство внутренних дел, Федеральная миграционная служба, Росреестр, Пенсионный фонд, Федеральная налоговая служба, Роспотребнадзор, Фонд социального страхования.Всего в прошлом году МФЦ предоставили примерно 56 млн услуг, причём к концу года вышли на график более 300 тыс. человек, 300 тыс. услуг в день. Исходя из того, что практически все МФЦ работают шесть дней в неделю (а в некоторых случаях, например в Москве, – семь дней в неделю), примерно мы выходим на график до 100 млн услуг в этом году. Я думаю, это вполне достижимая цифра.

Услуги оказываются, как я уже говорил, и в малонаселённых пунктах. Это огромная экономия времени для людей, которые прежде вынуждены были ездить в центр субъекта Федерации, для того чтобы совершить элементарные действия в части государственных услуг.

Очень крупный проект, потребовал большого финансирования. В целом субъекты Федерации профинансировали на сумму 34 млрд рублей создание многофункциональных центров. В федеральном бюджете 2014–2015 годов также были предусмотрены деньги на федеральное софинансирование – 5,7 млрд рублей было направлено на эти цели.

В ряде случаев удалось применить практику государственно-частного партнёрства для дополнительного привлечения внебюджетных источников финансирования. Например, в Калужской области инвестор, который получил право застройки жилого квартала и делал это, создал за свой счёт, построил многофункциональный центр в качестве объекта инфраструктуры в этом жилом квартале.

Во многих случаях МФЦ открываются в торговых центрах. Это удобно гражданам, которые одновременно получают и государственную услугу, и коммерческую услугу, удобно для владельцев помещений, это позволяет снижать арендную плату за предоставление этих площадей, что также позволяет решать проблему финансирования.

Те суммы, которые я назвал, – это капитальные затраты, это на создание сети, но и для обеспечения текущей работы (в системе многофункциональных центров работают свыше 31 тыс. человек) требуются значительные средства. В связи с этим было принято изменение в законодательство, Бюджетный кодекс, и с 1 января прошлого года государственная пошлина за оказываемые МФЦ услуги распределяется в соотношении 50 на 50 между федеральным и региональными бюджетами. За прошлый год субъекты Федерации получили по этому каналу около 8 млрд рублей, которые позволили должным образом обеспечить текущее содержание МФЦ.

Сейчас у нас на повестке дня ещё один вопрос, ведь услуги оказываются и государственными бюджетными учреждениями, там взимается не госпошлина, а плата. В частности, за услуги Федеральной кадастровой палаты, которая предоставляет сведения о кадастре недвижимости и сведения из единого реестра прав на недвижимое имущество, взимается плата. Сейчас мы готовим совместно с Министерством финансов предложения о том, чтобы плата, как и госпошлина, могла распределяться между уровнями бюджетной системы и тоже 50% зачислялось в бюджеты субъектов Федерации.

Мы считаем, что создание системы МФЦ – это основание для того, чтобы серьёзно экономить средства министерств и ведомств, потому что значительная часть их работы переходит именно в структуру МФЦ. В частности, по факту так мы уже делали в случае с Росреестром: сокращали численность за счёт того, что передавали эти функции МФЦ. Сейчас в условиях того, что мы все должны сократить штатную численность на 10%, наверное, тоже это хорошее подспорье – использовать возможности МФЦ, для того чтобы обеспечить качественную работу.

Мы стремились обеспечить мониторинг и контроль качества предоставляемых государственных услуг через такие стандартные процедуры, как контрольная закупка так называемым тайным покупателем. В прошлом году в 30 регионах представители министерства такую работу проводили. У нас есть система мониторинга параметров деятельности МФЦ в режиме онлайн, у нас есть система обратной связи с гражданами. В течение 2014–2015 годов 900 тыс. граждан дали свою оценку качества предоставляемых системой МФЦ услуг. К цифре можно по-разному относиться – 97% положительных оценок, – тем не менее в целом мы считаем, что оценка близка к объективной.

Конечно же, стоит немало задач на близкую перспективу. Отмечу лишь некоторые из них. Первое (то, что, Дмитрий Анатольевич, Вы обозначили) – это оптимизация взаимодействия между МФЦ, таким фронт-офисом, и министерствами и ведомствами, где эта услуга реально производится на основе безбумажного документооборота. Хочу сказать, что МФЦ полностью готовы к этой работе, они как информационная система оснащены очень качественно. Сейчас мы должны доработать готовность ведомств соответствующих, вместе с Минкомсвязью над этим вопросом работаем, и думаю, что в ближайшее время его завершим.

Второе – это расширение обязательного перечня услуг, которые оказываются через систему одного окна. Я сейчас говорю прежде всего о тех услугах массовых, которые оказывают Министерство внутренних дел и Федеральная миграционная служба, – это замена и вторичная выдача водительских удостоверений (то есть там, где не требуется сдача экзаменов на вождение) и получение российских паспортов и загранпаспортов. Был проведён соответствующий эксперимент в ряде субъектов Федерации, с нашей точки зрения, он завершился положительно, и мы считаем необходимым эту практику внедрить.

У меня просьба включить соответствующую позицию в протокольное решение.

Дмитрий Медведев: Если мы готовы к этому...

Алексей Улюкаев: Спасибо. Мы также хотели бы продвигаться по пути создания системы экстерриториальности, для того чтобы гражданин, проживающий в одной точке, в одном субъекте Федерации, в одном муниципальном образовании, мог получать услугу в системе МФЦ, находясь в других субъектах Федерации. Такой опыт у нас есть в Москве, есть опыт в Краснодарском крае, мы хотели бы его распространить и на всю Российскую Федерацию.

Вот вкратце об итогах этой работы и задачах. Спасибо.

Дмитрий Медведев: Коллеги, какие будут комментарии, предложения, в том числе вот по этой идее распространения итогов пилотного использования ряда возможностей МФЦ на другие территории? У меня здесь вопрос только один, вот я начал его задавать. Алексей Валентинович, мы готовы это сделать? У нас технологическая готовность есть?

Алексей Улюкаев: У нас технологическая готовность к этому есть. Эксперимент показал, что большое количество услуг так и было оказано в тех субъектах Федерации (это четыре-пять субъектов), где мы это делали. Мы сейчас с Министром внутренних дел это обсуждали, он тоже подтверждает, что мы готовы к этому.

http://government.ru/news/21415/

 


Файлы
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1