Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Выступления и заявления руководства

Алексей Улюкаев: В экономике важно развитие и долгосрочных механизмов финансирования (Доклад Главы Минэкономразвития РФ в ходе Правительственного часа. Государственная Дума)

16.03.16

Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемые депутаты!

Мы в этом зале со сходной повесткой встречались примерно год назад, когда мы испытывали воздействие первого большого «нефтяного шока», и обсуждали возможности кризисного развития и выхода из него.

Сейчас мы находимся в симметричной ситуации, поскольку переживаем волну второго «нефтяного шока» - снижение цен второго полугодия прошлого года. Но результаты для экономики, социальной сферы и бюджета совершенно разные.

Если первый «нефтяной шок» мы пережили при глубочайшей девальвации национальной валюты, более чем двукратной, при 2,5-кратном росте инфляции, действиях Банка России, который поднял ставки до 17%, испытали снижение объемов производства примерно до минус 4% ВВП, то второй «нефтяной шок» испытывали совершенно по-другому.

Девальвация крайне не значительная, инфляция не только не выросла, но и уменьшается, и сегодня мы вышли на уровень меньше 8% инфляции соответствующего периода прошлого года. Ключевая ставка не выросла, а снизилась. Для реальной экономики последствия оказались самыми незначительными, происходят колебания, начиная с июля прошлого года, в течение последних 8 месяцев у нас идет колебание вокруг точки ноль, плюс 0,1, минус 0,1. Это означает, что российская экономика в очень непростых условиях показала высокую степень адаптивности. Мы смогли сократить издержки, смогли сориентироваться на серьезные приоритеты, добиться использования тех факторов, которые прежде не использовались.

Начало этого года. В январе, по-прежнему спад, но уже меньше 3% - 2,7% ВВП. При этом отмечается положительная динамика промышленного производства. В первые за долгое время небольшая – январский рост 0,3%. Инфляция меньше 8%, как я уже сказал; многократное сокращение оттока капитала в первые два месяца этого года – примерно в шесть раз меньше, чем было в начале прошлого года.

Мы еще не имеем точных февральских данных Росстата, но есть три опережающих индикатора. Один, так называемый, «менеджер по закупкам», который оценивает состояние рынков, который показывает, что этот показатель перевалил за 50%. То есть барометр указывает на оживление. Второе, это отгрузка на железные дороги. Мы имеем рост 2%. При чем, что интересно, большой рост по категории строительные материалы: если есть рост спроса на строительные материалы, значит, возможно, оживление на стройке. И рост производства электроэнергии, которая тоже является опережающим индикатором.

Так что, я думаю, что весьма вероятно ожидание, что второй квартал покажет нам положительные оценки по росту не только промышленного производства, но и ВВП.

При этом, остаются, конечно, большие риски. Они, прежде всего, связаны с ограничением потребительского спроса населения, главным образом, что связано и с сохраняющейся динамикой инфляции, и с невысоким ростом номинальных заработных плат, и с ограничениями по потребительскому кредитованию. У нас спад розничной торговли меньше, чем он был в прошлом году, но все-таки 7 процентов за первые два месяца этого года относительно соответствующих месяцев прошлого года.

В этой ситуации тот набор мер, который предлагает Правительство, состоит и в мерах оперативного реагирования, которые позволяют поддержать уровень спроса на основные товары и услуги, которые обеспечивают здравоохранение, т.е. приобретение лекарственных препаратов. Это поддержка занятости, содействия региональным программам занятости, поддержка базовым отраслям промышленности. Как вы знаете, эти позиции отфиксированы в Плане действий по поддержанию экономической стабильности социального развития Правительства.

Это 4 отраслевых программы: автопром, транспортное машиностроение, сельхозмашиностроение, легкая промышленность.

Это продолжение целевой программы субсидирования ипотеки, с тем, чтобы конечный заемщик получал по ставке 12% до конца текущего года, на что направляется порядка 16 млрд. рублей.

В целом, на совокупность программ отраслевой господдержки только из резервов Правительства будет направлено более 106 млрд. рублей, не считая регулярных бюджетных расходов. Причем мы ориентируемся не только на поддержание текущего спроса, не только на поддержание производственных коллективов, но и на выход на новые рынки, потому что 3 основных фактора экономического роста, если даже их задействовать – снятие ограничений по потребительскому спросу. Именно поэтому программы, в частности, программа поддержки автопрома, предполагает субсидирование льготной процентной ставки, а ипотечная программа предполагает субсидирование ставки ипотеки для конечных заемщиков.

Это и субсидирование внешнего спроса, т.е. субсидирование экспорта. Здесь у нас крупные программы, связанные с развитием государственных лизинговых компаний, которые предполагают лучшие условия по лизингу отечественной авиационной технике, прежде всего, региональных самолетов Сухой Суперджет -100.

Это программы по поддержке экспорта продукции с высокой степенью обработки через снижение транспортных издержек, субсидирование транспортировки автомобилей, вагонов, локомотивов на рынки их назначения.  

Это программы субсидирования процентной ставки для экспортной и предэкспортной подготовки, которую мы ведем через наши институты – Внешэкономбанк, Росэксимбанк, Российский экспортный центр.

РЭЦ будет оказывать комплексную поддержку не только предоставляя кредитное плечо, предоставляя страховую и гарантийную поддержку экспорта, но и обеспечивая нефинансовую поддержку, информационное и правовое сопровождение, поддержку в области патентной защиты, сертификации и обеспечения интеллектуальных прав собственности для российских производителей.

Новые формы – такие как Фонд развития промышленности, мы его дополнительно капитализируем на 20 млрд. рублей, которые позволяют дополнительно профинансировать не менее 50 проектов в современных отраслях машиностроения.

Это крупные программы поддержки малого и среднего предпринимательства, которые ориентированы и на улучшение регуляторной среды, на обеспечение большей гибкости и адаптивности малого и среднего предпринимательства, обеспечение самозанятости и развитие микробизнса как альтернатива для высвобождающейся рабочей силы – инструменты сохранения дохода для семьи, это сокращение экономических потерь для действующих малых и средних предприятий с сохранением их инвестиционного потенциала через донастройку специальных режимов налогообложения.

Напомню, что дополнительные права здесь предоставлены субъектам федерации – это права предоставления налоговых каникул впервые зарегистрированным индивидуальным предпринимателям, возможности снижения налоговых ставок по специальным системам налогообложения с 6 до 1% по упрощенной системе и с 15 до 7% по ЕНВД, это расширение перечня видов деятельности, по которым можно вести работу по патенту.

Для улучшения условий для развития малого и среднего предпринимательства будет продлено действие ЕНВД на период с 2018 по 2020 год, что коснется более чем 2-х млн. плательщиков по этому налогу.

Запланирован комплекс мероприятий по поддержке самозанятости, в том числе по предоставлению самозанятым гражданам, ведущим свою деятельность без статуса индивидуального предпринимателя, возможности подачи добровольного уведомления о своей работе в налоговые органы. И в этом случае эти граждане в течение 3 лет будут полностью освобождаться от уплаты и налогов и обязательных платежей во внебюджетные фонды, а также будут освобождаться от ответственности в случае предъявления им претензий по незаконной предпринимательской деятельности.

Кроме того, подготовлено предложение о дальнейшем усовершенствовании патентной системы налогообложения, а именно введения вычета суммы уплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и стоимость патента, а также установление возможности уплаты стоимости патента и обязательных страховых платежей вместе с регистрацией самих индивидуальных предпринимателей по системе одного окна, что серьезно сокращает временные и финансовые затраты этих лиц.

Развивает свою деятельность Корпорация развития МСП. Она создана в июле прошлого года. Тем не менее, уже обеспечен кратный рост расширения доступности финансовых ресурсов для малого и среднего бизнеса через развитие гарантий, национальной гарантийной системы – как через саму корпорацию, так и через региональные гарантийные фонды с использованием механизма банка МСП – предоставление льготных кредитов, которые уже рефинансируются и будут в дальнейшем рефинансироваться банком России по низкой ставке в 6,5% годовых в лимите до 50 млрд. рублей.

Те программы развития экспорта, которых я уже коснулся, которые, прежде всего, финансируются ВЭБом - на них дополнительно в антикризисном плане Правительства предполагается выделение 13 млрд. рублей, прежде всего, для субсидирования процентных ставок – они касаются, прежде всего, 10 наших крупнейших экспортных проектов, которые находятся в высокой степени готовности – по 3 из них наблюдательный совет ВЭБа уже принял свое решение. Это касается, прежде всего, крупных поставок вагонов: вагонов метро в Венгрию, грузовых вагонов в Иран и Азербайджан – 15 тысяч железнодорожных вагонов, общей сложности. Понятно, что это загружает наши предприятия отрасли транспортного машиностроения, которые находятся в крайне неблагоприятной ситуации последние несколько лет. Кроме того, это экспортный контракт на поставку воздушных судов – Сухой Суперджет-100. 12 бортов будем поставлять дополнительно в Мексику, Ирландию. Это контракты на поставки энергетического оборудования во Вьетнам.

Общая сумма этих экспортных контрактов, которые будут дополнительно профинансированы с учетом той позиции по поддержке экспорта, о которой я сказал, составит порядка 160 млрд. рублей. Кроме того, большой объем экспортных контрактов будет кредитоваться Росэксимбанком. И, как я уже сказал, Российский экспортный центр будет осуществлять сопровождение и финансовое, и не финансовое этих проектов.

Кроме того, очень важно развитие долгосрочных механизмов финансирования в экономике, потому что кроме тех двух локомотивов роста, о которых я уже сказал – это спрос внутренний и спрос экспортный, есть еще инвестиционный спрос. И вот здесь у нас был довольно большой спад по прошлому году – 8,4%. И здесь все механизмы, которые способствуют снижению инвестиционных рисков, мы должны максимально использовать.

И это, прежде всего, механизм проектного финансирования. Хочу сказать, что в прошлом году он доказал свою высокую эффективность. Из рассмотренных 70 проектов было отобрано и начато финансирование 41 проекта по самым важным нашим отраслям, которые касаются, прежде всего, импортозамещения. Это и сельское хозяйство – овощеводство закрытого грунта, мясное, молочное животноводство. Это транспорт, это строительство инфраструктуры, в т.ч. аэропортовой, и инфраструктуры электрических сетей, и морских портов. Это программы в области телекоммуникации, производство пассажирских вагонов и ряд других проектов.

В общей сложности это позволило обеспечить дополнительный рост инвестиций на сумму порядка 340 млрд. рублей, предоставив бюджетные гарантии на сумму 60 млрд. рублей. В этом году у нас также предусмотрена 60 млрд. бюджетная гарантия, которая позволит еще примерно такую же сумму средств проинвестировать. Речь идет об инвестициях на долгий срок, до 10 лет, в программах стоимостью до 20 млрд. рублей каждая.

Аналогичные программы развивает и Корпорация малого и среднего бизнеса. Только там, конечно, масштаб проектов меньше. Это проекты на сумму до 1 млрд. рублей, которые также реализуются с использованием механизма, соединенного и гарантией, и льготного рефинансирования.

Понятно, что это меры краткосрочного реагирования. Мы должны сформулировать более принципиальные, более стратегические цели и задачи. В этой связи прошлый год – это был первый год реализации положений закона «О стратегическом планировании». Мы исходили из принципиальных приоритетов, подготовлена большая нормативная база, в т.ч. по десяти Постановлениям Правительства, которые определяют механизмы формирования стратегических планов, стратегических программ социально-экономического развития, отраслевого развития, территориального развития, а также стратегических бюджетных программ. Фактически закон будет действовать как совокупность этих стратегий и прогнозов 2017 года. В ноябре 2017 года мы должны представить первый стратегический прогноз развития, и затем в течение следующего 2018 года вступят в действие и остальные названные мной документы стратегического планирования и акты по стратегии развития России. Эти механизмы детализируют положения 172-ФЗ и позволяют содержательно, организационно упорядочить подготовку указанных здесь документов.

Эта работа нами была апробирована в феврале на Красноярском экономическом форуме с учетом и Субъектов Федерации, и большого количества депутатов Государственной Думы. И рассчитываем, что уже до декабря 2018 года будет представлена отработанная стратегия социально-экономического развития России.

Эта ситуация – и в плане текущей динамики макроэкономических показателей, и оценки тех действий, которое предпринимает Правительство для стимулирования спроса, для снижения издержек в экономике, в том числе через проведение взвешенной сбалансированной тарифной политики, которая предполагает индексацию тарифов естественных монополий с потолком не свыше инфляции, причем берется не фактическая инфляция текущего или прошлого периода, а так называемая, целевая инфляция, что позволяет, конечно же, сильно снизить давление этих показателей в целом на индекс потребительских цен.

Это позволяет нам надеяться на снижение издержек в экономике, они в прошлом году уже снижались, и благодаря этому был достигнут серьезный рост финансовых результатов и деятельности предприятий – рост прибыли в целом по народному хозяйству составил 53% в прошлом году относительно 2014 года, причем опережающий рост был достигнут как раз в отрасли не добывающего комплекса, а в тех отраслях, которые обеспечивают высокую добавленную стоимость. Это рост в сельском хозяйстве в 3,9 раза, рост машиностроения в 2,7 раза, рост тех отраслей, которые обеспечивают производство и реализацию инноваций, исследований разработок в 2,1 раза. И есть такие отдельные направления, например, химическая промышленность, которая обеспечила 15-кратный рост финансового результата.

Это в свою очередь позволяет формировать устойчивую базу развития для банков, неслучайно в своих программах действий проекты сейчас не предполагают никаких мер для поддержки банковской системы, в отличие от прошлых периодов она находится в устойчивом состоянии и может обеспечивать серьезный рост кредитования, а это и докапитализация и ликвидность .

Впервые в феврале мы перешли от ситуации структурного дефицита ликвидности к ситуации структурного избытка ликвидности для банковской сферы. Это говорит о том, что и население, и бизнес доверяет банковской системе, держит свои депозиты в ней. Это позволяет создавать базу для устойчивого роста кредитного ресурса.

В этой ситуации мы исходим из того, что уже в этом году возможно преломление знака динамики по ВВП и по промышленному производству с отрицательного на положительный. Я предполагаю, что уже во втором квартале года мы увидим такое движение: оно поначалу будет очень незначительным, измеряться десятыми долями процента, тем не менее, это вполне реальный результат.

Думаю, что, в целом, по итогам года мы будем сильно связаны теми макроэкономическими ограничениями в области динамики сырьевых рынков, которые есть. Но небольшой положительный результат может быть достигнут. Напомню, что, по действующему прогнозу, мы исходим из того, что 0,7% роста ВВП возможно получить в этом году.

Начиная с 2017 года, мы рассчитываем на переход к объемному росту инвестиций, который будет касаться и государственных капиталовложений, и частного бизнеса, и инфраструктурных компаний. И это будет означать возможность выхода на динамику ВВП в значениях от 1,5 до 2,5%. Что будет опираться на дальнейшее сокращение оттока капитала, снижение уровня инфляции примерно до 7,5% в текущем году и до 5,5% к концу рассматриваемого трехлетнего периода, на начало инвестиционного роста, на возврат реальных доходов населения и оборота розничной торговли в область положительных значений.

Понятно, что эта работа предполагает серьезное совершенствование нормативно-правовой базы - то, что мы вместе с вами осуществляем на протяжении этого времени. Мы очень рассчитываем на то, что и сейчас в весеннюю сессию мы сможем продвинуть ряд важных законопроектов, которые касаются и административной нагрузки на бизнес, и стратегического планирования, и развития тех приоритетных направлений экономики и внешнеэкономической деятельности, о которых я сказал.

Спасибо за внимание!

Документы