Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Выступления и заявления руководства

Алексей Улюкаев: Мы стараемся максимально использовать все форматы работы со странами АСЕАН (Выступление Министра экономического развития РФ на Пленарной сессии Делового форума Россия - АСЕАН: Партнерство Россия - АСЕАН в новой интеграционной архитектуре Азиатско-тихоокеанского региона: возможности для бизнеса)

19.05.16

Добрый день, дорогие друзья!

Мы принимаем участии в важном событии – сегодня у нас юбилейный саммит Россия–АСЕАН. Это не праздничное мероприятие, это рабочая встреча, потому что мы все сталкиваемся с исходными вызовами, и мы ищем возможности, пути, как наиболее эффективно на эти вызовы отвечать.

Сейчас идут двусторонние встречи Президента Российской Федерации с главами государств-членов АСЕАН, они вчера начались и сегодня продолжаются, будут идти весь день.

В преддверии самого саммита хочу, во-первых, передать вам привет от Президента Российской Федерации и пожелание успеха нашей работе, и во-вторых, действительно, перейти к обсуждению той повестки, которая перед нами стоит.

Вопрос, который задал наш модератор, он не праздный, потому что мы свидетели того, как меняется интеграционная карта мира, буквально за последние месяцы, годы, недели: появляются новые форматы работы, такие как Транстихоокеанское партнерство и готовящееся Трансатлантическое партнерство, Евразийский Союз. Экономическое сообщество АСЕАН - это всеобъемлющее регионально-экономическое  партнерство, которое должно родиться в рамках Азиатско-тихоокеанского региона, и работа над которым уже началась, ядром которого является АСЕАНовская десятка.

Это ответы на вызовы, которая не смогла дать мировая торговая система в лице Всемирной торговой организации. Поэтому мы ищем пути для того, чтобы использовать преимущества любого интеграционного формата. И мы очень активные на пути сопряжения интеграционных форматов, таких как Евразийский проект и проект ШОС, или Евразийский  Экономический Союз и экономический пояс Шелкового пути – проект,  предложенный нашими китайскими коллегами.

При этом, конечно же, мы не забываем и о более традиционных проектах преференциальных торговых режимов, таких как Зона свободной торговли. И, отвечая сразу на этот вопрос, скажу, что кроме той ЗСТ, которую мы в прошлом году запустили с Вьетнамом, и сейчас в полной мере эта работа идет, мы стараемся использовать те преимущества и Российской Федерации, и Вьетнама, которые дает эта зона. Кроме того, у нас в высокой степени проработки находится проект зоны свободной торговли  с Сингапуром и Камбоджой, мы начали работу с Таиландом. Вчера во время встречи Президентов Российской Федерации и Индонезии мы обсудили «дорожную карту», как приступаем к работе по этому треку с Индонезией.

Но, как вы понимаете, во всех этих случаях речь идет о торговле товарами, эти страны напрямую будут взаимодействовать с Евразийской Комиссией Евразийского Экономического союза. Понятно, что участие Российской Федерации будет велико. Так  что, по крайней мере, один проект состоявшийся, четыре проекта в разной степени продвинутости, мы можем уже говорить о том, что идет реализация. С остальными странами сейчас будем инициировать эти соглашения.

Кроме того, речь идет также и о сопряжении интеграции, то есть о соглашении между ЕврАзЭс и странами АСЕАН в целом как объединением 10 стран.  Это также стоит на повестке дня, но на более отдаленную перспективу.

Это и есть поиск ответа на вызовы новой экономической реальности. Она такова, что мировая торговля переживает не лучшие времена: темпы мировой торговли, которые еще в начале этого века дважды превышали темпы мирового экономического роста, сейчас в 2 раза отстают. Она перестала быть локомотивом. Высокая степень макроэкономической неопределенности, волатильности сырьевых капитальных рынков, валютных курсов, постоянные риски по производительности труда, производительности капитала, по экономическому росту в целом. Прошли те времена, когда мировая экономика росла темпами 5% и более – сейчас за 3% нужно бороться. Здесь, конечно же, работа со странами АСЕАН, которая является регионом высоких темпов экономического роста, для нас очень важна.

Мы наращиваем наше торговое партнерство. Серьезно растет наш несырьевой, неэнергетический, нетопливный экспорт. Это на фоне сокращения мировой торговли в целом, и сокращения товарооборота России с большим количеством стран. Товарооборот с Европейским союзом сократился на 37%, а со странами АСЕАН он растет и в физическом измерении, и в стоимостном объеме. Эта тенденция продолжается и в текущем году, и мы видим, что растет серьезное соотношение технической продукции. За I кв. 2016 года более чем в 2 раза, в 0,1% этот рост. В целом весь неэнергетический экспорт вырос на 12,5% - это очень хорошо.

И хорошо, что это опирается не на разовые сделки, а на системную работу, в которой участвуют наши крупнейшие компании, которые  многие годы уже работают на рынках стран АСЕАН. Это энергетические компании «Роснефть», «Лукойл», «Газпром», «Новатэк», «Росатом», «Ростехнологии», «Силовые машины», «Вертолеты России», ОАО «РЖД», ПАО «Интер РАО» и т.д.

Со своей стороны наши партнеры весьма активны в своем стремлении выйти на рынки России, ЕврАзЭС, на товарные и инвестиционные рынки. У нас есть немало хороших примеров совместной работы, скажем, в сфере сельскохозяйственного производства и переработки сельхозпродукции: активно работают Чарэн Пакпанд – холдинг из Тайланда, Лаунд группа из Сингапура, Труменг из Вьетнама.

Мы работаем в сфере инфраструктуры, здесь известна сингапурская компания, которая управляет аэропортами Чанги, она работает по аэропортам, в том числе аэропорт Сочи.

Мы старается максимально использовать потенциал тех форматов, которые у нас есть, это межправкомиссии. С 9 странами АСЕАН мы имеем межправительственные комиссии. Буквально только что, с двумя из них - Малайзией и Филиппинами, мы запустили формат межправкомиссии. Мы создаем рабочие группы по приоритетным инвестиционным проектам, «дорожные карты», стараемся максимально использовать то, что называется административным ресурсом – возможности государства для поддержки этих проектов.

Сейчас на встрече президента с лидерами стран проходит инвентаризация этих дорожных карт, проектов, стараемся придать дополнительный импульс этой работе.

Мы активизируем, конечно же, не только, то, что называется G2G, но B2B и B2G, работу бизнес-миссий. Мы начали эту работу три года назад, за это время прошло несколько бизнес-миссий российских предприятий и крупных компаний в Индонезию, Малайзию, Сингапур, Бруней, Камбоджу, Вьетнам. Результатом этих встреч, миссий становятся новые сделки, новые проекты, новые контракты и новые доходы для участников.

Мы проводим регулярно сессии Министров экономики и торговли России и стран АСЕАН. На последней встрече в прошлом году мы согласовали список из 57 проектов, которые, считаем, выходят за формат двухсторонних отношений России с одной из стран, а имеет многосторонний формат и касается АСЕАН в целом. И сейчас готовим механизмы и инструменты для максимально эффективной реализации проектов, куда входит энергетика, машиностроение, информационные технологии, строительство, транспорт, связь, логистика. Некоторые из этих проектов уже практически имплементированы. Это касается, прежде всего, авиации, производства медицинского оборудования, биотехнологий. Некоторые находятся только в стадии подготовки. Тем не менее, мы считаем, что все эти проекты имеют серьёзный потенциал  для реализации и надеемся, в ближайшее время получим практическое подтверждение.

Я поговорил с коллегами – мой заместитель вел одну из панелей сегодня утром, и сказал, что наибольший интерес к форматам многосторонних коопераций, бизнес-миссий, приоритетных инвестиционных проектов.

Когда мы говорим про приоритетные проекты, мы не должны забывать о малом и среднем бизнесе. Для него мощным интегратором является такой формат, как электронная торговля. Неслучайно с рядом стран АСЕАН у нас есть «дорожная карта» развития электронной коммерции.

Мы хотим, чтобы базовый слоган стран АСЕАН - взаимопроникновение, стал также слоганом и наших отношений с этими странами: взаимодействие, взаимопроникновение, которое касается и его «физических» носителей (инфраструктура – дорожная и железнодорожная, портовая, авиационная, судовая), инфраструктуры софта, телекоммуникаций, цифровой индустрии. И взаимопроникновение на уровне людей – создание тех форматов, которые позволяют обмениваться лучшими практиками, знанием, формирует развитие человеческого капитала в наших странах, создает потенциал для эффективного развития в 21 веке.

В преддверии саммита мы предложили запустить переговоры по созданию такого формата как экономического партнерства по взаимосвязанности между Россией и государствами – членами АСЕАН, и считаем, что здесь могли бы серьезно подработать и регуляторику, и нормативную базу, потому что хотели бы, чтобы этот формат создавал наилучшие условия в области торговой политики, торговли товарами и услугами, защиты инвестиций, создания глобальных цепочек добавленной стоимости, встраивания в эти цепочки наших стран. Мы передали нашим партнерам эти предложения и ждем от них ответа, думаю, скоро он поступит.

Вот такой краткий обзор тех форматов, в которых мы работаем сейчас. Думаю, что саммит даст дополнительной импульс этой деятельности. Мы находимся в очень тесном контакте и с официальными структурами, и с деловыми структурами стран десятки АСЕАН, и надеемся, что встречи бизнеса будут полезны.

Хочу пригласить всех участников нашего форума принять участие в июне в Санкт-Петербургском экономическом форуме. У нас будет несколько интересных панелей, которые касаются развития Азиатско-тихоокеанского региона, тех возможностей, которые здесь возникают, развития интеграционных процессов, новых условий мировой торговли. Думаю, для всех это было бы интересно и полезно.

Спасибо!

Документы