Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

Алексей Улюкаев: 70 инвестпроектов станут предметом рассмотрения правкомиссии по импортозамещению

28 января 2016 г.   Версия для печати
Поделиться ссылкой

Доклад  Министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева на заседании Правительственной комиссии по импортозамещению о Регламенте  Правкомиссии и о реализации политики импортозамещения в рамках Евразийского экономического союза.

Алексей Улюкаев: Спасибо. Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Предлагаемый вашему вниманию проект регламента исходит из координации основных функций правительственной комиссии и компаний с государственным участием. Я напомню, что объектами деятельности нашей комиссии являются инвестиционные проекты, которые реализуют либо госкорпорации и компании с госучастием в тех случаях, когда сумма этого проекта превышает 10 млрд рублей, а для ТЭКа 100 млрд рублей, либо те компании частного бизнеса, которые работают по этим проектам за счёт средств, хотя бы частично, федерального бюджета, Фонда национального благосостояния, Внешэкономбанка. По нашим прикидкам, это 70 с небольшим проектов, которые на сегодня подпадают под эти критерии. Регламент устанавливает порядок принятия принципиальных решений комиссии по трём основным позициям. Первое – это включение инвестпроекта в реестр, второе – это согласование эксплуатационных характеристик тех видов продукции машиностроения, которые будут включены в перечень перспективных потребностей по этим проектам, и третье – согласование закупки отдельных видов продукции машиностроения за рубежом, если не удаётся соответствующего качества отечественные аналоги вовлечь в реализацию этого проекта.

Первое. По поводу реестра. Решение комиссии о включении в реестр проектов является основанием для формирования плана перспективных потребностей и содержит в принципе всю необходимую информацию, для того чтобы комиссия и подкомиссии в дальнейшем принимали соответствующие решения. Вместе с тем в отдельных случаях есть необходимость принятия решения о невключении в реестр, и комиссия также может принять это решение. Например, в том случае, если реализуется инвестпроект за счёт связанного кредита, где условием предоставления кредита являются поставки соответствующей техники.

Второе. Это согласование эксплуатационных характеристик. У нас распоряжением Правительства установлено 11 позиций продукции машиностроения, закупки которой не могут быть осуществлены без согласования эксплуатационных характеристик комиссией. Регламент устанавливает особенности согласования в случае разногласия между Минпромторгом, который готовит заключение о возможности согласования, и того юридического лица, которое инициирует проект. В случае этих разногласий они рассматриваются на заседании подкомиссии. Она может принять положительное решение только в том случае, если юрлицо согласно с теми изменениями, которые предлагает внести Минпромторг. Если всё ещё сохраняются разногласия, вопрос выносится на более высокий этаж, на уровень комиссии, которая принимает окончательное решение о согласовании эксплуатационных характеристик по отдельным видам продукции.

По согласованию закупок за рубежом. У нас распоряжение Правительства установило 139 позиций по продукции машиностроения, закупки которой для реализации указанных проектов не могут быть осуществлены вне Российской Федерации без согласования с комиссией. В этом случае опять-таки инициатором работы является Минпромторг, который даёт своё мнение о возможности согласования закупки за пределами территории Российской Федерации или невозможности. Если есть мнение о том, что согласуется закупка за пределами, тогда без каких-то проволочек подкомиссия может принять такое решение.

Более сложная процедура возникает в случае, если Минпромторг говорит о нецелесообразности согласования закупок за рубежом. В этом случае он говорит, что есть российский производитель, и даёт заключение о том, что этот производитель способен, во-первых, поставить изделие, образец того качества, которое требуется для реализации этого проекта. Второе – даёт заключение о стабильности качества поставляемой продукции, что это не только образец, но и целая линия будет идти на таком уровне качества.

И третье – о том, что производитель будет поддерживать эксплуатационную годность этой продукции, обеспечивать обслуживание, эксплуатацию и так далее. И, конечно же, даёт заключение о том, что есть или нет гарантии исполнения этих обязательств российским поставщиком.

Это заключение является основанием для того, чтобы комиссия приняла соответствующее решение, после чего юридическое лицо – инициатор проекта может уже вступить в коммерческие переговоры с тем российским производителем, который, по заключению Минпромторга, в состоянии дать такое качество продукции, или с любым другим российским производителем, если это юрлицо в состоянии найти самостоятельно такого производителя.

В отдельных случаях может быть поставлен вопрос о том, что коммерческие переговоры привели к тому, что согласована позиция по пригодности этого изделия, но возникли ценовые различия, то есть закупка за рубежом по ценовым параметрам оказывается выгоднее, чем закупка у российских производителей. В этих случаях может быть поставлен вопрос о принятии мер государственной поддержки производителей российской продукции – о субсидировании кредита, например, или иной формы государственной поддержки, для того чтобы уравнять ценовые предложения российские с ценовыми предложениями зарубежных поставщиков.

Вот, собственно, основные позиции регламента. У нас, Дмитрий Анатольевич, до сих пор сохранились технические разногласия с некоторыми ведомствами относительно сроков рассмотрения соответствующих вопросов. Мы старались придерживаться линии на жёсткость сроков, с тем чтобы не замораживать реализацию этих очень важных проектов и не создавать дополнительных административных барьеров. Тем не менее некоторые коллеги, ведомства говорят, что эти сроки следовало бы увеличить. До сих пор просят дать нам несколько дней, для того чтобы мы этот вопрос утрясли. Спасибо.

Дмитрий Медведев: Ну, пожалуйста, вы утрясайте. Я напомню, что, когда вообще возникла идея такого рода порядка, регламента, процедур, многие предприятия наши, и крупные предприятия, вообще выражали опасения, что этот порядок свяжет всё по рукам и ногам, что он создаст непроходимые проблемы, в результате которых и российские поставщики ничего не поставят, и из-за границы не дадут ничего привезти. Вот нам нужно создать такую схему, которая будет работать. Это первое. Надеюсь, что вот то, что вы сейчас сообщили, отражает уже баланс такого рода подходов.

Второе. Я не знаю, в отношении конкретных сроков в чём расхождения, но чем короче эти сроки будут, тем лучше. Это абсолютно очевидно. Прошу вас всё довести до логического завершения и представить этот регламент. Он утверждается Правительством или министерством?

Алексей Улюкаев: Комиссией.

Дмитрий Медведев: По сути, тогда, считай, Правительством и утверждается. У нас в основном члены Правительства в состав правительственной комиссии входят.

Алексей Улюкаев: Мы руководствовались именно тем, о чём Вы сказали. Первое – принципом «не навреди», что мы не должны затормозить реализацию проекта и ухудшить качество этого проекта. И второе – мы старались, как я уже сказал, минимально короткие сроки для рассмотрения, для исполнения тех процедур, которые прописаны в регламенте, предусмотреть.

Дмитрий Медведев: Договорились, значит, дорабатывайте. Но с учётом того, что это дело новое, я бы хотел, чтобы прошла какая-то верификация и через некоторое время, месяц-два, вы мне отдельно на заседании этой комиссии или просто при личной встрече сказали, что это работает, а вот это не работает, и мы просто тогда это поправим. Потому что, я уверен, этот механизм нужно будет донастраивать, он непростой. Договорились. Двигаемся дальше. 

Алексей Улюкаев: А у меня ещё один вопрос.

Дмитрий Медведев: По ЕАЭС ещё один вопрос, пожалуйста.

Алексей Улюкаев: Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Как Вы сказали во вступительном слове, вопрос о реализации политики импортозамещения в рамках ЕврАзЭС – это, по сути, вопрос развития научно-технического, экономического сотрудничества, кооперации производителей. У нас, к сожалению, она не очень велика. У нас, скажем, товарооборот России и остальных стран ЕврАзЭС – это 8% нашего внешнеторгового оборота. Соответственно, есть большие возможности по увеличению объёма и технологических трансфертов.

Три пункта, которые я хочу коротко осветить.

Первое. Реализация политики импортозамещения и расширение промышленной кооперации должны опираться на долгосрочный стабильный спрос. Этот спрос формируется крупными инвестпроектами стран-участников и совместными проектами государств-членов при поддержке в том числе и наших совместных финансовых институтов. Здесь очень важно соответствующее качество этой работы. Поэтому предлагается рассмотреть возможность того, чтобы производители, поставщики продукции для соответствующих проектов остальных стран ЕврАзЭС были приравнены к поставщикам, в отношении которых не применяются нормы согласования закупок в рамках инвестиционных проектов, то есть к национальным поставщикам.

Следующее. В отношении новых совместных проектов, которые будут реализовываться на межгосударственном уровне, на уровне государств – членов ЕврАзЭС, а также при поддержке совместного финансового института – Евразийского банка развития и имеющихся межгосударственных программ, применять норму о формировании перечней перспективных потребностей, то есть ту же самую норму, которая в регламенте нашей комиссии использована, и при необходимости вносить предложения по введению иных механизмов, предусмотренных регламентом работы правительственной комиссии.

Второе. Для развития кооперации и импортозамещения в нашем совместном региональном проекте важный ограничитель – это структура промышленного производства. Высока доля отраслей низкого уровня технологического передела, добывающих отраслей, среднетехнологичных отраслей. А потребность для реализации этих проектов, наоборот, в высокотехнологичной продукции отраслей высоких технологических переделов. Это значит, что нам потребуется во всех странах-участницах осваивать новые технологические компетенции. В этой связи нам необходимо организовать мониторинг текущего уровня компетенций компаний, которые представляют государства – члены ЕврАзЭС, с точки зрениях их технологического уровня и в том числе с точки зрения экспортного потенциала той продукции, которую они выпускают или способны выпускать.

По результатам проведённого мониторинга и с учётом разработанных отраслевых планов по импортозамещению (у нас их 22) совместно с заинтересованными компаниями и органами исполнительной власти стран – участниц ЕврАзЭС необходимо будет сформировать «дорожные карты» по расширению взаимного использования технологий, продукции и услуг предприятий стран – участниц ЕврАзЭС, предусмотрев в том числе и мероприятия по локализации технологий, материалов и оборудования для реализации этих инвестиционных проектов.

Третье. У нас существует определённый задел в виде межгосударственных технологических платформ. У нас семь таких совместных платформ – это суперкомпьютеры, медицина будущего, светодиоды, фотоника, лёгкая промышленность, пищевая промышленность и биоэнергетика. Этот задел, скорейшая его реализация, во многом и определяют суть и успешность проведения политики импортозамещения с точки зрения создания современных комплектаторов разных уровней в целях замены импортных комплектующих продукцией, выпускаемой компаниями, представляющими ЕврАзЭС.

Вот как нам предоставляется необходимость организации работы для использования технологического потенциала наших стран при налаживании импортозамещения.


Файлы
   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1