Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Выступления и заявления руководства

Выступление заместителя министра экономического развития России Михаила Расстригина на круглом столе «Модернизация тепловой генерации», который состоялся в рамках Российской энергетической недели 2018

08.10.18

Хочу начать издалека – мы запускаем специальную программу модернизации, потому что цена на электроэнергию на оптовом рынке не достаточна для того, чтобы генкомпании могли в рыночных условиях проводить модернизацию основного оборудования.

Программа модернизации базируется на механизме ДПМ. Это понятный всем – компаниям, потребителям, банкам и государству – и, кроме того, хорошо себя зарекомендовавший, инструмент привлечения инвестиций в электрогенерацию.

Отличие новой программы модернизации от первой волны ДПМ заключается в порядке отбора проектов, которые предлагаются генерирующими компаниями. На мой взгляд, предложенный Минэнерго подход – конкурс по критерию минимальной цены электроэнергии – является оптимальным в сегодняшних условиях.

Напомню, что год назад мы с вами обсуждали порядок отбора, который назывался «список».

Один из выводов, который мы сделали для себя в процессе работы над моделью конкурса по критерию цены, заключается в том, что текущая модель рынка ограничивает нас с точки зрения усиления конкуренции.

Что я имею в виду? Мы работали над конструкцией, в которой одним из заявляемых параметров в конкурсе будет КИУМ, имея в виду, что, при условии недостижения заявленных величин загрузки, плата за мощность также будет снижена.

С какой проблемой мы столкнулись? Такой подход начинает конфликтовать с существующими принципами работы оптового рынка.  А именно: мощность оплачена в КОМ, а на рынке РСВ происходит оптимизация по критерию топливной себестоимости. В том подходе, который мы предложили, возникал арбитраж между оплатой мощности по ДПМ и работой в убыток на РСВ. То есть возникали моменты, когда генератору становилось выгоднее работать в убыток на РСВ, чтобы уложится в заявленный КИУМ. Включение в правила работы рынка такого арбитража требует пересмотра основ существующей модели. Я думаю, что мы подойдём к этому позже.

Что еще хочу отметить? Величина WACC – этот параметр отражает большой спектр факторов, оценка которых может значительно отличаться от компании к компании. Считаю, что в дальнейшем, при развитии правил модернизации, было бы правильно дать возможность компаниям заявлять этот параметр в рамках определенного коридора, который следует ограничить предельной максимальной величиной.

Кроме того, принимая во внимание, что мы работаем в рамках ограниченного инфляцией роста предельного платежа потребителей за электроэнергию, размер WACC напрямую влияет на объем инвестиций – чем он выше, тем меньший объем инвестиций мы можем себе позволить, потому что большая часть платежа будет направлена на выплату процентов требуемой доходности. В этой связи напомню, что мы решаем амбициозную задачу, которую перед нами поставил Президент по увеличению размера инвестиций до уровня 25% от ВВП к 2024 году. Такой критерий как заявляемый размер доходности мог бы позволить нам увеличить размер инвестиций при сохранении роста цены в пределах инфляции.

Документы