Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Выступления и заявления руководства

Выступление заместителя Министра экономического развития и торговли Российской Федерации А.В. Шаронова на 10 юбилейном Российском экономическом форуме в г. Екатеринбурге

23.05.05

Об этапах социально-экономического развития

На пути движения к современной политической и экономической системе Россия успешно решила задачи двух этапов глубоких социально-экономических преобразований.

Первый этап, охвативший 1990-е годы был направлен на демонтаж старой социалистической системы, пережившей экономический, социально-политический и ценностный крах. К концу 1991 года Россия оказалась страной, в которой практически отсутствовали институты, обеспечивающие устойчивое функционирование всех сфер политической, экономической и социально-культурной жизни страны. Были разрушены экономические институты, что проявлялось в масштабных рыночных дисбалансах (экономический спад, пустые прилавки магазинов, надвигавшаяся угроза голода и холода). Но еще большую опасность представляло то, что с фактическим, а затем и формальным распадом СССР в России рухнули институты государственной власти. Сохранение этой ситуации ставило под угрозу существование России как суверенного государства. Поэтому первейшей задачей было восстановление элементарных институтов, без которых не может функционировать ни одна страна. Прежде всего, государственных институтов, элементарных экономических механизмов, включая базовый - отношения собственности.

Прошедший через череду кризисов, тяжелейшим образом пережитых всем обществом, он  позволил сформировать базовые институты рыночной экономики и демократии, обеспечить восстановление стабильности - макроэкономической и политической.

К концу 1990-х годов были решены следующие задачи: созданы основные политические институты, ключевым моментом чего стало принятие Конституции РФ и упорядочение федеративных отношений; осуществлена макроэкономическая стабилизация, которая дала стране сравнительно устойчивую валюту и сбалансированный бюджет; проведена массовая приватизация, которая заложила основу перехода российской экономики на рыночные рельсы. Создание и развитие института частной собственности стало одним из ключевых факторов, создавших базу для начала в последующие этапы бурного экономического роста.

Второй этап в основном относится к 1999-2004 годам. Этот период стал временем восстановления, роста экономики, у Правительства появилась возможность решения стратегических задач. Наращивая усилия по обеспечению макроэкономической и политической стабильности, Президент РФ и Правительство РФ сконцентрировали основное внимание на формировании экономических институтов, характерных для современного рыночного и демократического общества и более точно ориентированных на особенности России. Были приняты или окончательно сформированы Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Трудовой и Земельный кодексы, новое пенсионное законодательство, законодательство о банкротстве, шла работа в направлении дебюрократизации (дерегулирования), совершенствования межбюджетных отношений (федеральный бюджет, регионы и местное самоуправление), валютного законодательства, реформирования естественных монополий и многое другое. Важнейшим фактором обеспечения финансовой устойчивости стало принятие законодательства, регулирующего создание и функционирование Стабилизационного фонда.

В то же время по ряду крайне важных направлений реформирования по ряду причин прогресс достигнут не был. На протяжении всех этапов формирование рыночного законодательства сопровождалось недостатками его применения, связанное с отсутствием эффективной системы государственного управления.

Анализ реализации реформ демонстрирует, что по многим направлениям был создан серьезный задел в виде нормативно-правовой базы, установившей новые принципы функционирования соответствующих сфер экономики. Однако контроль за созданием необходимой нормативно-правовой базы сочетается с неэффективной правоприменительной практикой в реформируемых сферах. В результате в некоторых случаях реформы ограничиваются разработкой и принятием федеральных законов и постановлений Правительства РФ. Их практическая реализация не является предметом анализа и контроля со стороны государства.

В этой связи ревизии подлежит не стратегическое направление развития страны, а формат реализации реформ, который должен предусматривать четкую формулировку задач по их реализации и устанавливать ответственность за выполнение этих задач. Такой формат предполагает, что каждая конкретная институциональная реформа, должна быть сформулирована в виде набора действий, с четко установленными сроками подготовки и принятия нормативно-правовых актов в развитие федеральных законов и постановлений Правительства РФ, а в некоторых случаях и количественными показателями результатов деятельности министерств и ведомств в реформируемых сферах. То есть в разработке и реализации институциональных реформ необходимо внедрение полноценного проектного подхода.

О Среднесрочной программе

В двух словах изложу историю создания этой программы. В июле Правительство, руководствуясь законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» приняло решение о необходимости разработки среднесрочной программы. В ноябре проект был рассмотрен за заседании Рабочей группы под председательством М.Е. Фрадкова. А 22 декабря прошлого года проект Программы был в целом одобрен и принят за основу на заседании Правительства. Сейчас в программу вносятся корректировки и в соответствии с принятым Правительством решением окончательная версия документа будет представлена Министерством экономического развития и торговли к 1 июня с учетом положений президентского Послания Федеральному Собранию Российской Федерации.

Итак, непосредственно о документе.

Общий вектор деятельности Правительства, заданный в программе - снижение вмешательства государства в конкурентные бизнес-процессы, построение эффективных рыночных институтов, создание четкой системы инфорсмента.

Но это направления, непосредственно связанные с бизнесом. Сегодня на первый план выходят и другие проблемы, которые необходимо решать незамедлительно, потому что именно они будут определять конкурентоспособность России в долгосрочной перспективе. Я имею ввиду, прежде всего, качество государственного управления в самом широком понимании, и отрасли, связанные с конкурентоспособностью человека, повышением человеческого капитала.

Что касается особенностей программы. К их числу можно отнести следующее.

Первое. Помимо институциональных реформ, программа впервые формулирует конкретные механизмы развития экономики, включающие стратегии развития отдельных секторов, а также меры, направленные на:

развитие малого бизнеса;

инновационной системы;

инфраструктуры и жилищного сектора.

Второе. Программа нацелена на конкретные результаты и включает в себя индикаторы, характеризующие степень их достижения. Это принципиальный, с нашей точки зрения момент, не только позволяющий оценить эффективность деятельности органов власти, но и переводящий наши планы на качественно иной уровень исполнения.

Третье. Меры, включенные в программу, позволят создать условия для радикального, до однозначных чисел, снижения уровня бедности.

Четвертое. Реализация настоящей программы позволит значительно расширить средний класс, его возможности.

Пятое. Произойдет сближение доходов работников бюджетного сектора с доходами занятых в рыночном секторе.

Основная цель программы - создать условия для повышения благосостояния населения и уменьшения бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста.

По нашим оценкам, в результате реализации предусмотренных программой мероприятий, к 2015 году будут в основном созданы необходимые предпосылки для формирования в России широкого среднего класса. Его доля в составе населения может повыситься примерно с 20% до 50-60%.

Доля бедных в нашей стране сократится с нынешних 18% до 10% к 2010 году и до 5% к 2015-му. Прогнозируется значительное снижение дифференциации уровня жизни между городским и сельским населением, преодоление сельской бедности.

Реальные доходы населения, как и производительность труда по экономике в целом, возрастут к 2015 году в 2,2 раза.

Реализация среднесрочной программы Правительства позволит заложить основу для достижения в среднесрочной перспективе уровня среднедушевого ВВП (по ППС) верхней границы интервала, характерного для среднеразвитых европейских государств (около 18 000 долларов на душу).

 

Ключевые разделы программы

Для обеспечения глобальной конкурентоспособности нам необходимо, прежде всего, обеспечить прогрессивные структурные сдвиги в российской экономике. В этой связи в программе особое место уделено реформе секторов, связанных с развитием человеческого потенциала, прежде всего образования и здравоохранения. В этом состоит очевидное требование постиндустриальной эпохи.

Главное конкурентное преимущество современной высокоразвитой страны, главный «мотор» ее экономического роста, связан с человеческой личностью и теми факторами, которые непосредственно влияют на жизнедеятельность человека. К таковым относятся состояние сфер образования, здравоохранения. В этих секторах находится ключ к обеспечению высокого и устойчивого экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе.

Необходимо внедрить в системе образования  новый организационно-экономический механизм, обеспечивающий эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующий привлечению дополнительных средств. Повысить качество образования можно только на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, повышения его инновационного потенциала.

Что касается реформирования здравоохранения, то здесь предполагается четко определить государственные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи населению, сформировать условия для доступа граждан к действенным лекарственным средствам, повысить эффективность функционирования системы обязательного медицинского страхования и стимулировать развитие добровольного страхования.

В программу вошло также несколько новых блоков, важнейших с точки зрения социально-экономического развития нашей страны.

В частности, впервые в Программе появился раздел, посвященный снижению уровня бедности. Стоит отметить, что меры по преодолению бедности содержатся и в разделах, посвященных образованию, здравоохранению, доступности жилья, региональной политике.

В этом разделе сконцентрированы меры по реформе системы предоставления социальной помощи. В частности, речь идет о переориентации работы органов социальной защиты на работу с малообеспеченными гражданами. Будет кардинально повышена эффективность программ помощи бедным на основе их максимальной адаптации к местным условиям. Подходы к сокращению бедности будут дифференцированы в территориальном разрезе:

·        для среднеразвитых регионов - программы социальной интеграции трудоспособных бедных;

·        для депрессивных регионов: переобучение и повышение квалификации, содействие развитию малого бизнеса и другие меры, способствующие повышению экономической активности трудоспособных бедных.

Другой новый раздел программы посвящен развитию гражданского общества. Помимо ключевого значения для развития демократической системы, институты гражданского общества имеют принципиальное значение для формирования рыночных институтов, пользующихся доверием граждан. В настоящее время в целом ряде сфер государственного регулирования ощущается дефицит институтов, обеспечивающих эффективное представительство общественных интересов.

Блок, посвященный повышению эффективности государственного управления  впервые достаточно подробно описывает систему конкретных мер, направленных на повышение эффективности государства и создание системы государственного управления, отвечающей потребностям общества. Среди ключевых мер необходимо отметить следующие:

- дальнейшее упразднение избыточных функций государственных органов;

- регламентация контрольно-надзорных мероприятий и реформирование контрольно-надзорных органов;

- установление стандартов (обязательных требований) к качеству, срокам и порядку предоставления государственных услуг;

- внедрение административных регламентов - обязательных требований к процедурам и управленческим процессам, обеспечивающим исполнение полномочий государственных органов;

- законодательное закрепление процедуры раскрытия и закрытия информации о деятельности государственных органов.

Раздел, посвященный частно-государственному партнерству , задает сферы взаимодействия государства и бизнеса. Импульсами к активизации использования механизмов ЧГП станет развитие законодательства о концессиях, расширение механизмов предоставления бюджетных гарантий по некоммерческим рискам, позволяющих обеспечить приток частного капитала в развитие социальной и производственной инфраструктуры, строительство и эксплуатацию дорог, электрических сетей, портов, трубопроводов, жилищно-коммунальное хозяйство.

Предусматривается значительно расширить масштаб программ, направленных на повышение конкурентоспособности отечественных предприятий - стимулирование несырьевого экспорта, развитие венчурного финансирования,  коммерциализация технологий, повышение уровня промышленного дизайна. Предпосылкой успешности таких программ станет введение норм обязательного привлечения к их формированию, софинансированию  и оценке результативности отраслевых бизнес-ассоциаций.

Еще один новый раздел посвящен развитию малого предпринимательства. Доля вклада в ВВП малого бизнеса в настоящее время почти в два раза ниже, чем в странах с развитой экономикой. Основные меры в этом направлении должны быть сконцентрированы на поддержке вновь создаваемых субъектов малого предпринимательства, формировании благоприятных условий для кредитования малого бизнеса, стимулировании внутреннего спроса на продукцию субъектов малого предпринимательства, обеспечении их доступа к нежилым помещениям.

Основной целью политики в области внешнеэкономических отношений  должно являться создание условий для включения российских предприятий в международные производственные процессы. Это должно происходить через снятие барьеров для развития внешних связей российских предприятий, поощрения экспортной и инвестиционной активности, системного участия в выработке правил международной торговли.

Таким образом, будут созданы предпосылки для диверсификации отраслей и форм участия российского бизнеса в системе международного разделения труда и кооперирования, активизации притока прямых иностранных инвестиций, расширения круга торговых партнеров.

Важные новации касаются региональной политики. Необходимо отойти от механического выравнивания социально-экономического развития территорий, переходя к стимулированию использования внутренних ресурсов экономического роста. Для этого должны быть предприняты меры по мониторингу основных ограничений и хода выполнения реформ, содействию распространения лучшей практики в осуществлении реформ. Необходимо переориентировать межбюджетные трансферты на стимулирование преобразований на субфедеральном уровне, повысить требования к качеству управления, содействовать формированию и развитию региональных экономических кластеров.

Активизации предпринимательской деятельности в «несырьевых» отраслях должно способствовать также развитие финансовых рынков, банковского и страхового секторов, развитие рынков земли и недвижимости, изменение механизмов природопользования, развитие рынка труда.

Реализация комплекса институциональных мероприятий, подкрепленных активной деятельностью правительства в рамках отдельных инфраструктурных и высокотехнологичных отраслей, уже в среднесрочной перспективе окажет положительное влияние на структуру экономики и темпы экономического роста.

Важной новацией представляемой программы является включение в нее раздела, посвященного устранению структурных ограничений экономического роста с помощью так называемых стратегий развития.

Перспективы экономического роста

Существующая структура экономики и система экономических институтов не позволяет ей развиваться темпами выше 5-6% в год.

Доля отраслей, которые могут развиваться темпами выше 7% (пищевая, химия, лесная, строительные материалы, часть машиностроения и высокотехнологичные, а также строительство и связь) - занимают в структуре промышленного производства менее 1\3.

Отрасли, доминирующие в структуре производства (ТЭК, металлургия, АПК), не смогут расти темпами выше  5%.

Пока доля первой группы отраслей не станет доминирующей, общие темпы роста экономики не превысят 7%. По прогнозным расчетам, необходимые изменения в структуре производства могут произойти не раньше, чем к 2011 году.

Для формирования такой модели необходимо разработать долгосрочную политику развития конкурентоспособности и эффективности, интегрирующую:

·        стратегический подход к развитию ряда ключевых секторов;

·        использование точечных налоговых, таможенных мер регулирования развития отдельных сфер бизнеса (совершенствование амортизационной политики, налогообложения нефтедобычи и сферы НИОКР);

·        региональную политику развития, опирающуюся на формирование территориально-производственных кластеров;

·        формирование новой прогрессивной институциональной среды в таких традиционно конфликтных секторах, как лесное хозяйство (принятие лесного кодекса), морской флот, рыболовство.

Среднесрочная программа Правительства ориентирована на инновационный сценарий развития, характеризующийся  активной диверсификацией экономики и структурными сдвигами в пользу обрабатывающих секторов, наукоемких услуг и экономики знаний. Этот сценарий развития предусматривает резкое повышение эффективности функционирования государственных институтов и активное создание новых «институтов развития». Доля государственных инвестиций повышается до как минимум 5%ВВП, что сопоставимо с показателями стран, решавших задачи модернизации экономики.

Инновационный сценарий опирается на реализацию следующих трех групп стратегий развития:

1. Стратегии развития традиционных секторов экономики или стратегии повышения конкурентоспособности секторов, являющихся основой современного экономического роста и жизнеобеспечивающей инфраструктуры. Своеобразная «подушка безопасности». Вклад в прирост ВВП : 1,1 - 1,3% в год. Это:

стратегия развития нефтегазового комплекса;

стратегия  развития транспорта Российской Федерации до 2010 года;

стратегия агропромышленного комплекса и рыболовства.

2. Стратегии развития инновационных секторов, или Стратегии развития новой экономики - стратегии, определяющие переход от сырьевого к инновационному развитию и формирование новых двигателей экономического роста.

стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций;

стратегия развития и использования информационных и коммуникационных технологий в Российской Федерации;

стратегия развития авиационной промышленности;

стратегия развития ракетно-космической промышленности

стратегия развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2015 года.

3. Стратегии развития человеческого капитала:

стратегия формирования рынка жилья, развития жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период 2005-2010 годы;

стратегия развития образования;

стратегия развития здравоохранения и социально-трудовой сферы в части здравоохранения.

 

Документы