Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Выступления и заявления руководства

Статс-секретарь - заместитель Министра А.В. Попова выступила на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации

16.12.09
16 декабря 2009 г. статс-секретарь - заместитель Министра А.В. Попова выступила с докладом о ходе выполнения Плана мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации.


Тезисы выступления Статс-секретаря - заместителя Министра А.В. Поповой на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации, 16 декабря 2009г.

Уважаемые коллеги!

Как Вы помните, в целях реализации планов по созданию в России международного финансового центра нами совместно с ФСФР России, Минфином России, Банком России и другими заинтересованными ведомствами была разработана Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации, которая была одобрена на заседании Правительства Российской Федерации 5 февраля 2009 г.

Для реализации Концепции Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2009 г. № 911-р был утвержден План мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации. Большая часть этих мероприятий предполагает принятие новых федеральных законов или внесение изменений в уже действующие законы. При этом, поскольку идея создания международного финансового центра в России разрабатывается уже в течение почти 2 лет, работа по совершенствованию законодательства в этой области началась еще до утверждения Плана мероприятий. В 2008-2009 гг. был принят ряд законов по следующим направлениям, связанным с созданием МФЦ.

Во-первых, в сфере корпоративного законодательства и корпоративного управления: уточнены процедуры реорганизации ОАО и банков, введен институт акционерных соглашений, принят «антирейдерский закон».

Во-вторых, в сфере регулирования банкротства: введены механизмы снижения рисков злоупотреблений со стороны собственников и руководителей организаций в преддверии банкротства и в ходе банкротства, уточнены механизмы обращения взыскания на заложенное имущество и его реализации.

В-третьих, в сфере инструментария финансового рынка: урегулированы вопросы  размещения и обращения в Российской Федерации иностранных ценных бумаг, упрощен выпуск биржевых облигаций (произошло увеличение срока обращения до 3 лет и расширение состава возможных эмитентов). Стоит отметить, что после принятия этих изменений рынок биржевых облигаций многократно вырос: на конец ноября 2009 г. на ММВБ зарегистрировано 154 выпуска таких облигаций 26 эмитентов на сумму около 435 млрд. рублей.

В-четвертых, в сфере формирования долгосрочного инвестиционного потенциала: расширены возможности инвестирования пенсионных накоплений граждан, не воспользовавшихся правом выбора негосударственного пенсионного фонда или управляющей компании.

И в-пятых, последнее по времени, но не по важности, - в сфере налогового законодательства: Федеральный закон от 25 ноября 2009  г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установил ряд важнейших норм в области налогообложения институтов и инструментов рынка ценных бумаг, в том числе:

порядок сальдирования прибыли и убытков по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок для физических лиц;

порядок переноса убытков, полученных по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок на организованном рынке, на будущие налоговые периоды в целях налогообложения доходов юридических и физических лиц;

правила переоценки финансовых инструментов срочных сделок и правила налогового учета ценных бумаг (для инструментов внебиржевого рынка);

особенности налогообложения клиринговых организаций;

порядок налогообложения операций РЕПО и операций займа ценными бумагами.

Следует отметить, что принятие этих законов было бы невозможно без тесного взаимодействия ключевых ведомств, задействованных в регулировании финансовых рынков – Минэкономразвития России, Минфина России, ФСФР России, без эффективного взаимодействия исполнительной и законодательной власти, а также без помощи Банка России. Хотелось бы надеяться, что это взаимодействие будет эффективным и в ходе предстоящей работы по реализации Плана мероприятий по созданию МФЦ, - а предстоит сделать еще немало.

В 2010 году необходимо завершить работу над следующими законопроектами (я не буду называть их точные названия – все они есть в материалах, подготовленных к заседанию):

в области инфраструктуры финансового рынка – о биржах и организованных торгах, о клиринге и клиринговой деятельности;

в области регулирования деятельности на финансовом рынке – о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, о раскрытии и предоставлении информации на финансовом рынке, о пруденциальном надзоре за профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

в области инструментария финансового рынка – о секьюритизации финансовых активов, о создании механизмов, направленных на защиту прав владельцев облигаций, о пересмотре ограничений для хозяйственных обществ при формировании уставного капитала и при эмиссии облигаций;

в области регулирования банкротства – о регулировании особенностей проведения процедур банкротства и мер по предупреждению банкротства финансовых организаций.

Хотелось бы более подробно остановиться на налоговых проблемах, так как не все они полностью решены принятием закона № 281-ФЗ. Сделаны важные шаги в направлении повышения налоговой привлекательности операций на российском финансовом рынке; но теперь надо не останавливаться на достигнутом, а продолжить движение в правильном направлении.

Во-первых, необходимо стимулировать долгосрочное инвестирование средств граждан в инструменты рынка ценных бумаг. Для этого предлагаются:

освобождение граждан от налога на доходы при реализации (погашении) ценных бумаг российских эмитентов при условии нахождения в собственности налогоплательщика более 1 года;

освобождение граждан от налога на доходы в виде дивидендов и процентов по ценным бумагам;

введение налогового вычета по налогу на доходы физических лиц для сумм, направляемых гражданами на инвестирование в ценные бумаги с использованием специальных целевых счетов (образовательных, пенсионных и др.);

введение недискриминационного режима налогообложения операций и доходов по ценным бумагам для инвесторов-нерезидентов.

Во-вторых, необходимо совершенствование налогообложения институциональных инвесторов, включая:

освобождение от налогообложения всех доходов, полученных негосударственными пенсионными фондами в результате размещения пенсионных резервов;

урегулирование вопроса об уплате налога на имущество, входящего в состав закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ), и НДС по операциям с имуществом, входящим в состав ЗПИФа;

освобождение от налога на прибыль части прибыли, направляемой акционерными инвестиционными фондами на выплату дивидендов;

исключение налогообложения НДС услуг, оказываемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг и управляющими компаниями аналогично банковским операциям.

В-третьих, необходимо налоговое стимулирование развития инфраструктуры и инструментов финансового рынка, включая:

уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на суммы, направляемые, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, кредитными и страховыми организациями, управляющими компаниями на увеличение своего уставного капитала;

уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на суммы, направляемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг и управляющими компаниями в качестве взносов в компенсационные фонды саморегулируемых организаций, создаваемые для выплат компенсаций гражданам, осуществляющим операции на финансовом рынке, в соответствии с федеральным законом;

установление правил налогообложения российских депозитарных расписок.

Необходимо остановиться еще на одной проблеме – это сроки исполнения мероприятий в соответствии с Планом, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации № 911-р. Сроки были достаточно жесткие, и по некоторым мероприятиям они уже не выполнены или станут просроченными в ближайшее время. К сожалению, и наше Министерство допустило просрочку по одному из пунктов (законопроект об аффилированных лицах, сделках с заинтересованностью и крупных сделках): мы должны были внести его в Правительство Российской Федерации в ноябре, но он сейчас находится только в Минюсте. По ряду законопроектов, по которым головным исполнителем является Минфин России, и которые должны были быть внесены в Правительство в декабре, от Минфина поступило предложение о переносе сроков исполнения.

Полагаем, что в случае необходимости переноса сроков исполнения мероприятий, содержащихся в Плане, ответственный исполнитель должен предоставлять подробное обоснование с указанием причин невозможности исполнения мероприятия в установленные сроки и с предложениями по алгоритму дальнейших действий.

Документы