Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Выступления и заявления руководства

Министр Э.С. Набиуллина выступила на заседании Международного Совета по сотрудничеству и инвестициям РСПП

16.04.10
16 апреля 2010 г. Министр Э.С. Набиуллина выступила на заседании Международного Совета по сотрудничеству и инвестициям при Российском союзе промышленников и предпринимателей, посвященном обсуждению темы «Россия в международных глобальных стратегиях иностранных компаний».

В заседании Международного совета, проходившем в рамках организованной РСПП Недели российского бизнеса, принимали участие Президент РСПП А.Н. Шохин, Первый заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации А.И. Денисов, Председатель Наблюдательного комитета Группы компаний «Ренова», председатель Комитета РСПП по международному сотрудничеству В.Ф. Вексельберг, Генеральный директор ОАО «Северсталь», председатель Комитета РСПП по торговой политике и  ВТО А.А. Мордашов, представители зарубежных компаний.


Выступление Министра Э.С. Набиуллиной
на заседании Международного Совета по сотрудничеству и инвестициям при
Российском союзе промышленников и предпринимателей
«Россия в международных глобальных стратегиях иностранных компаний»,
г. Москва, 16 апреля 2010 г.

Уважаемые коллеги!

В экономике нашей страны наблюдается определенное оживление, что, безусловно, является одним из важных факторов для обеспечения модернизации. По последним данным, в марте 2010 года в промышленности наблюдался рост на 5,7% по отношению к соответствующему периоду прошлого года. Прирост с очищенным сезонным и календарным фактором составил +0,1%. Это немного, но это лучше, чем в феврале, когда был спад. Положительным свидетельством является и тот факт, что в марте прирост происходил, прежде всего, за счет обрабатывающих секторов экономики. С очищенной сезонностью - это +0,3%.

Мы рассчитываем на прирост инвестиций для того, чтобы поддержать оживление в экономике. Ранее неоднократно говорилось о том, что для обеспечения задач модернизации необходим рост инвестиций до уровня 30% ВВП. Чтобы добиться такого роста потребуется как национальный, так и иностранный капитал. В части иностранного капитала речь идет, прежде всего, о долгосрочных прямых инвестициях.

Мы видим проблемы с инвестиционным климатом по различным рейтингам, получаем оперативную информацию о ходе реализации различных инвестиционных проектов. Поэтому в Правительстве сейчас организована системная работа по последовательному улучшению инвестиционного климата, которая в ближайшее время принесет ощутимые результаты. Для начала напомню, что уже было сделано в течение нескольких лет.

Во-первых, идет планомерная работа по сокращению административных барьеров. Так, за 10 лет число лицензируемых видов деятельности сокращено с 500 до 74. В прошлом году отменена обязательная сертификация по широкому кругу товаров.

В Правительстве в рамках деятельности комиссии по административной реформе готовятся предложения по снятию различного рода ограничений по конкретным секторам. Такой план уже одобрен в области сельского хозяйства, строительства, здравоохранения и  образования. Речь идет и о процедурах получения разрешений, согласований и о контрольно-надзорной деятельности.

В прошлом году мы достаточно активно занимались сокращением количества проверок, прежде всего относящихся к сфере малого бизнеса. Были введены меры, которые требовали согласования проверок с Генпрокуратурой России. Надо сказать, что это дало определенный эффект и привело к сокращению числа проверок. По данным Генпрокуратуры за 2009 год поступило более 37000 заявлений о проведении внеплановых проверок, из которых было согласована только половина. То есть в половине случаев проверяющим было отказано. Причем статистика по разным регионам различная. Например, в Москве количество отказов составило более 70%, в Воронежской области 29%.

Также видна тенденция к сокращению выездных налоговых проверок. Если в 2005 году их было 220 000, то уже в 2009 году – 86 000.

И, наконец, о самих налогах, которые рассматриваются инвесторами как важнейшая составляющая инвестиционного климата. Мы продолжали политику по снижению налоговой нагрузки и по увеличению их стимулирующего эффекта. С 1 января 2009 года в 3 раза была повышена амортизационная премия по налогу на прибыль; был также введен специальный повышающий коэффициент в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для научно-технической деятельности. Была снижена ставка налога на прибыль организаций. Были освобождены от налогов расходы на образование, на медицинское обслуживание и так далее. Для нас очень важно, чтобы налоговые действия были со стимулирующим эффектом.

Следующая тема, которая очень важна как для национальных, так и зарубежных инвесторов - проблема подключения к инфраструктуре. Мы также начали заниматься этой темой с малого бизнеса. Был либерализован порядок подключения малого бизнеса к электрическим сетям. Это также дало некоторый эффект. Но теперь мы эту практику хотим распространить и на другие компании. Это означает введение типовых контрактов со строгими обязательствами и правами сторон и с ответственностью за невыполнение условий договора со стороны энергоснабжающих коммунальных компаний за невыполнение.

Следующей задачей мы поставили сокращение сроков начала реализации инвестиционных проектов. Работа по данному направлению ведется не только  по изменению нормативной базы - включая, например, введение возможности негосударственной экспертизы инвестиционных строительных проектов. Мы обобщаем лучшую практику в регионах по реализации инвестиционных проектов и будем тиражировать ее по стране. Инвесторы знают, что в разных регионах существует разная практика. Несмотря на единую нормативно-правовую базу, и количество процедур, и сроки по согласованию очень различаются. Поэтому здесь важна не только работа по законодательству, но и организационная работа по регионам. Мы станем проводить регулярный мониторинг ситуации в регионах на основе международных стандартов, чтобы отслеживать ситуацию и ее последовательно улучшать.

Следующая тема связана с таможенным администрированием. Уже подготовлены основные положения Таможенного кодекса Таможенного союза. Предложения, которые были озвучены бизнесом и, главным образом, Российским союзом промышленников и предпринимателей, по упрощению таможенного администрирования вошли в этот проект. Речь идет, прежде всего, об упрощении таможенных процедур при импорте-экспорте высокотехнологичной продукции. Но нам предстоит следующий этап работы, с тем, чтобы на уровне национального законодательства закрепить прозрачные и необременительные для бизнеса процедуры. И, безусловно, ключевая вещь - это правоприменительная практика таможенного администрирования.

Следующая тема - упрощение миграционного режима для привлечения квалифицированной иностранной силы. Соответствующий проект Федерального закона уже готовится парламентом ко второму чтению. На наш взгляд, он даст возможность снятия ограничений при привлечении в страну высококвалифицированной рабочей силы. Данный закон необходимо подкреплять и двусторонними соглашениями.

Следующее важнейшее направление - снижение доли государства в экономике, в том числе через продажу доли государственных пакетов акций. По этим направлениям мы также работаем вместе с бизнесом. Недавно состоялись содержательные обсуждения, как лучше организовывать процесс приватизации и предотвращать разрастания госсектора. План действий в этом направлении готовится.

Для иностранных инвесторов заработал новый механизм решения конкретных проблем при реализации инвестиционных проектов. Речь идет о новом формате работы Консультативного совета по иностранным инвестициям при Правительстве Российской Федерации. Первые заявки от инвесторов уже поступили в Исполком совета. Они либо уже решены, либо находятся в процессе разрешения. Полагаю, что МСИИ может тесно работать с КСИИ по вопросам условий ведения бизнеса в России.

И в заключение хотела бы сказать, что, проводя последовательную политику по улучшению инвестиционного климата в России, мы должны делать это на двусторонней взаимной основе. Мы поддерживаем инвестиции российских компаний за рубежом. Но наших инвесторов за рубежом не всегда встречают «с распростертыми объятьями». Все больше поступает сигналов о нарушении прав российских инвесторов за рубежом. Считаю, что эту тему мы также должны обсуждать - в том числе, и в рамках Международного совета.

Документы