Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Выступления и заявления руководства

Министр Э.С. Набиуллина выступила на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России

19.06.10
Выступление Министра Э.С. Набиуллиной
на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию
экономики России, г. Санкт-Петербург, 19 июня 2010 г.

 

Уважаемые коллеги,

Для всех очевидно, что реализация поставленных задач по модернизации и инновации невозможна в замкнутом регионе, в замкнутой стране - и мы должны работать в широкой кооперации. И, прежде чем говорить о задачах внешнеэкономической политики в сфере модернизации, буквально два слова о существующей структуре нашего присутствия на мировом рынке. Пока наш экспорт сохраняет сырьевую направленность, доля инновационной технологичной продукции в 2009 году даже упала и составляет очень небольшую долю, около 7%. Конечно, это не может никак нас удовлетворять, но это во многом отражает состояние в целом экономики.

В своем выступлении я буду говорить о задачах внешнеэкономической деятельности для реализации пяти приоритетов, которыми занимается комиссия. И здесь мы видим задачи, условно сформированные в три блока. Первое – это привлечение зарубежных технологий, оборудования, передовых ноу-хау, компетенций. Отдельно здесь же – это, действительно, очень важная задача, о котором Дмитрий Анатольевич сказал – привлечение иностранных специалистов. Причем, не только в области производственной – инженеров и так далее - но и управленцев, исследователей по широкому кругу задач. Привлечение иностранных инвестиций, прежде всего, сопряженных с технологическими разработками и с РНД. И расширение присутствия уже российского инновационного бизнеса на глобальном рынке. Приспособлены ли существующие инструменты для решения этих задач? В России уже существует достаточно большое количество инструментов, механизмов реализации внешнеэкономических задач модернизации. У нас есть и достаточно разработанная международная договорная база, правовая база, межправкомиссии, страновые планы действий, институты развития, таможенно-тарифное, нетарифное регулирование. Наша оценка заключается в том, что они нуждаются в существенной достройке или перенастройке, чтобы реализовывать задачи модернизации и инновации. Пока они так не настроены - во всяком случае, не все из них. И необходим полный разворот всей нашей системы - и в межправкомиссиях и в торгпредствах, - на развитие двусторонних, многосторонних отношений в сторону поддержки инноваций.

Хотела бы два слова сказать о необходимости широкоинформационной базы, открытости нашей политики. Мы сейчас планируем в июле запустить в открытый доступ единый портал внешнеторговой деятельности, который, по примеру многих стран, позволит и нашим предприятиям, нашим экспортерам, иметь доступ к полным базам данных по тендерам, по условиям работы на разных рынках, по разным товарам. А те, кто заинтересован в участии на российских рынках, смогут увидеть возможности инвестиционных проектов. И здесь будет собрана вся нормативно-правовая база внешнеэкономической деятельности.

Теперь коротко о пяти направлениях, которыми мы занимаемся, и как, на наш взгляд, нужно было бы настроить все эти упомянутые инструменты. Безусловно, все эти предложения мы обсуждали с рабочими  группами, которые у нас работают. Медицинская техника, фармацевтика: достижение поставленных целей по увеличению к 2020 году доли потребления отечественных лекарств до 50%, безусловно, целесообразно осуществлять с вовлечением международных компаний в процессы как производства, так и разработки лекарств и проведения исследований в России. По поручению Президента готовится целевая программа, специальная программа по развитию фармацевтики, медицинской промышленности. На наш взгляд, в программе должен найти отражение весь комплекс мер по международному взаимодействию, по международной кооперации. Но не только в ФЦП, нам нужны наши институты развития - и ВЭБ и другие институты развития. РВК сейчас думает о том, чтобы создать специальный фонд венчурного инвестирования именно в проекты, связанные с фармацевтикой, с биофармацевтикой - чтобы ориентировать их на такие проекты, причем реализовывать их на международной кооперационной базе. Считаем целесообразным также расширить практику приобретения передовых зарубежных разработок лекарств на ранних стадиях и доведения их до внедрения здесь - для этого нужна определенная кредитная и финансовая поддержка. При этом вполне перспективно, кроме локализации непосредственного производства, локализовать и компетенции: через создание совместных РНД-центров и проведение совместных исследований, прежде всего, на базе «Сколково». Это также обсуждалось во время форума в Петербурге. В связи с этими задачами мы будем дополнять страновые планы действий с определенными странами, где такие кооперационные связи будут признаны целесообразными, приоритетными, определив ключевых иностранных технологических партнеров по проектам в сфере медицинских технологий и фармацевтики, чтобы работать адресно. Один из вопросов, который обсуждался и обсуждался, я знаю, сегодня на круглом столе - это вопрос государственных закупок, изменение системы госзакупок, для того чтобы дать гарантии востребованности на российском рынке лекарственных средств, медицинской техники, которая будет производиться с участием и при участии иностранных инвесторов. И нам было дано поручение подготовить соответствующие предложения. Сейчас разработан проект изменений в 94-й закон, который закрепляет порядок формирования лотов при размещении закупок, и, на наш взгляд, учитывает основные требования иностранных инвесторов по прозрачности конкурсных процедур. На наш взгляд, нуждается в настройке и бюджетное законодательство - потому что, когда мы привлекаем иностранных инвесторов под будущие заказы, нам нужно понимать какие средства гарантированно выделяются на закупку тех или иных видов лекарств и медицинской техники. Здесь не только вопрос 94-го федерального закона, о котором много говорят, но и вопрос долгосрочных бюджетных гарантий, во всяком случае, для того чтобы инвесторы понимали, какой рынок будет существовать и какова государственная востребованность. При этом, для стимулирования высокотехнологичных производств полного цикла, а не просто упаковки, расфасовки, о чем всегда говорит Минпромторг, нам потребуется определить статус национального товара в целях полноценного подключения иностранных инвесторов к системе госзаказа. Мы эту тему обсуждали применительно к телекоммуникационному оборудованию, она точно так же есть и здесь, в этой сфере. Мы должны будем это определить, и в проекте поручений предлагается эту тему разработать.

Следующее направление, если говорить коротко - направление, связанное с развитием ядерных технологий. Эта отрасль российской экономики отличается традиционно высоким уровнем развития, и в последнее время ядерная энергетика в мире переживает ренессанс, и нам нужно использовать шанс для расширения нашего участия. Что конкретно имеется в виду? Направление технологического развития «Росатомом» сейчас разрабатывается в трех векторах - для традиционных рынков, для стабильно растущих рынков и для новых перспективных рынков, - есть направления технологического развития по всем этим трем векторам. Хотелось бы отметить, что данная сфера всегда традиционно нуждалась во внешнеполитической поддержке. Здесь это направление очень важно. Плюс определенные меры государственной поддержки. Учитывая масштабность проектов сооружения атомных станций, продолжительность инвестиционного цикла в атомной отрасли, здесь требуется поддержка экспортного финансирования проектов, что является общемировой практикой. И опыт нашего участия в разных тендерах показывает, что борьба за заказы в этой сфере очень острая, и мы проигрываем по условиям финансирования, по объемам, процентным ставкам, нужны связанные кредиты, и для того, чтобы продвигать конкурентоспособную уже продукцию на внешние рынки. Вот два момента, на которые хотелось бы обратить внимание именно с точки зрения ядерных технологий.

Третье направление касается компьютерных технологий и программ и, как показывает практика, российские IT-специалисты котируются во всем мире, участвуют в разработке всех крупнейших мировых компаний, но системная проблема российской IT-отрасли – это то, что мы экспортируем преимущественно «интеллектуальное сырье», а не готовые продукты, «коробочные решения», это обсуждалось на последней комиссии. Здесь нужны серьезные шаги, потому что конкурентные преимущества у нас есть, и все меры поддержки должны быть выстроены. И в результате такой вот системной проблемы наши IT – компании на рынках готовой продукции имеют небольшую долю. Наша главная задача здесь - содействовать формированию крупных российских игроков на международном рынке. На наш взгляд, нужно также изменить политику госзаказов, перейти от фрагментарных заказов на IT-разработки - а это миллиарды рублей ежегодно, заказывать комплексные крупные решения. Другая мера – продвижение наших компаний для участия в многосторонних телекоммуникационных и IT-проектах. По данным таможенной статистики, Российская Федерация ежегодно импортирует различной компьютерной техники на сумму около 5 миллиардов долларов США – это достаточно большой объем, и это одна из крупнейших статей импорта. И на базе такого спроса, который есть в нашей экономике, конечно, есть все возможности для локализации производства, и компонентной базы, и технологических разработок, потому что рынок достаточно емкий. И здесь мы готовим предложения, вместе с профильными ведомствами, по изменению таможенно-тарифного регулирования, с тем чтобы были сопоставимы таможенные ставки по компонентам и по готовой продукции. Здесь так же, как и по всем направлениям, нужен приток специалистов. Вот это последнее направление, которое отмечено - заинтересовать их, специалистов, в работе над крупными российскими проектами, и, прежде всего, в «Сколково».

Следующее направление связано с международным сотрудничеством в  сфере энергоэффективности и ресурсосбережения. Мы приняли закон, и у нас начала осуществляться программа энергоэффективности во всем бюджетном секторе. Это большой объем потенциального спроса. Плюс пилотные проекты в жилищно-коммунальном секторе, в других секторах, которые будут тиражироваться. Поэтому будет достаточно большой спрос на энергоэффективное оборудование, и спрос на разные инжиниринговые услуги и на энергосервисные контракты. И, безусловно, мы должны это делать в рамках международной кооперации. Такие проработки уже идут, и в рамках наших международных контактов есть созданное российско-германское энергетическое агентство, также в соответствии с поручением Президента. Работает, например, уже проект в Екатеринбурге, проведен анализ энергоэффективности, коллеги здесь, может быть, более подробно расскажут. У нас есть работа по изменению систем централизованного теплоснабжения с участием компаний из Дании – 18 июня также об этом шла речь. И есть поле для того чтобы эти проекты распространять. Но мы хотели бы не только покупать технику и оборудование, но также и локализовывать производство здесь, и здесь создавать РНД-центры для того, чтобы уже на новые этапы разработки мы выходили вместе. И в этой связи, на наш взгляд, исходя из разного опыта разных стран в области энергоэффективности, нам также нужно выделить - и мы сейчас над этим работаем, - перечень стран, ключевых технологических партнеров по проектам в сфере энергоэффективности и ресурсосбережения, и с этими странами проработать конкретные проекты по локализации производств, РНД-центров, имея весь арсенал поддержки, который может быть здесь. В области энергоэффективности хотела бы обозначить важность совместных международных исследований. У нас есть наше участие в 7-ой Рамочной программе Европейского Союза, и, на наш взгляд, очень важно присоединиться здесь по направлению энергосбережения.

Следующее направление - космические технологии и телекоммуникации, традиционная сфера, где у нас развивается международное сотрудничество. На наш взгляд, нужно сделать приоритетным сейчас продвижение на мировой рынок российских навигационных спутниковых технологий. Сейчас создается и соответствующая международно-правовая база для использования и развития системы ГЛОНАСС в интересах других стран. Кроме того, нужно расширять дополнительные услуги для коммерческого использования системы ГЛОНАСС за рубежом.

Кроме пяти направлений, хотела бы сказать по настройке сквозных инструментов, важнейших инструментов, для того чтобы мы могли развивать нашу международную кооперацию. Прежде всего, это так называемый «зеленый коридор» для экспорта и импорта. Уже сейчас в рамках принятого таможенного кодекса в ЕврАзЭС нами включен перечень норм, которые позволяют упростить таможенные процедуры при экспорте инновационной, высокотехнологичной продукции, и при импорте технологичной продукции, образцов на испытания, о чем говорят наши исследователи. Такие сейчас нормы включены в базовый таможенный кодекс. Их развитие предполагается в законе о таможенном регулировании. Проект закона подготовлен, вчера он прошел первое чтение. На данном этапе, на наш взгляд, все те нормы, которые мы могли бы включить, отражены. Следующий этап - разработка правильной подзаконной базы, подзаконных актов, так как пока закон о таможенном регулировании имеет еще большое число отсылочных норм. Следующий вопрос  - вопрос правоприменения, но, тем не менее, законодательную базу для упрощения таможенных процедур при экспорте и импорте для целей модернизации мы сейчас создаем.

Следующая тема, которую мне хотелось бы отметить - это офсетные механизмы. Мы практически их не используем, но, на наш взгляд, здесь есть большой потенциал, потому что эти механизмы используют многие страны, когда иностранные компании, получающие крупный рынок, крупные заказы, часть полученных средств вкладывают в экономику страны и, прежде всего, в компетенции и технологии. Поэтому поле для развития офсетных проектов есть в разных сферах и, прежде всего, в наших пяти сферах, учитывая и заказы - думаю, что нам нужно будет их развивать, и это - задача для наших пяти групп.

Следующее направление - финансовые поддержки экспорта. Об этом говорят все наши компании, здесь несколько инструментов: это механизмы госгарантий экспорта, возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. Этот механизм уже работает и очень востребован, но пока недостаточно масштабирован. И создание финансовых институтов. Либо агентство по страхованию кредитов, на чем настаивает Министерство экономического развития, либо развитие банка. И мы в ближайшее время должны с Минфином окончательно принять это решение.

Ключевые задачи модернизации: внешнеэкономический аспект. Здесь мы пытались систематизировать основные меры - четыре блока мер. Первое - это торгово-политическая, дипломатическая поддержка. Второе - институциональные меры. Третье - создание финансовых инструментов. И четвертое - конкретные отраслевые меры по пяти направлениям.

Документы