Шрифт
T
T
Размер шрифта
A
A
A
Цвет
А
А
А
Интервал
Стандартный
Большой
Средний
Изображения
Выкл
Вкл

Выступления и заявления руководства

Директор Департамента Азии и Африки С.В.Чернышев выступил с докладом на научно-практической конференции «Сахалинская область. Пути интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион»

11.10.10

11 октября 2010 г. в Институте современного развития директор Департамента Азии и Африки С.В.Чернышев выступил с докладом на научно-практической конференции «Сахалинская область. Пути интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион».

В конференции приняли участие  губернатор Сахалинской области – председатель Правительства Сахалинской области А.В.Хорошавин, председатель правления Института современного развития И.Ю.Юргенс, представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, ведущие научные эксперты по проблематике Азиатско-Тихоокеанского региона.

 

Тезисы выступления

директора Департамента Азии и Африки

Министерства экономического развития Российской Федерации

С.В.Чернышева на научно-практической конференции

«Сахалинская область. Пути интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион»

11 октября 2010 г., Институт современного развития

 

Азиатско-Тихоокеанский регион занимает сегодня важное место в системе российских внешнеэкономических приоритетов. По многим показателям регион вышел на доминирующие позиции в мировой экономике.

На долю государств-участников АТЭС приходится 57% мирового ВВП, 48% оборота международной торговли, более 40% объема прямых иностранных инвестиций и около 40% населения мира – эти цифры впечатляют. Темпы роста ВВП большинства стран региона достаточно стабильны и превышают среднемировые. По крайней мере, три державы региона – Китай, Япония и Индия – находятся на пути (или уже превратились) в центры силы мирового значения. При этом АТР во многом напоминает живой организм, который развивается и меняется, в котором развитие одних государств обусловливает экономический рост других.

О масштабах нашего торгово-экономического сотрудничества со странами региона дают представление следующие цифры.

В 2009 году внешнеторговый оборот с 25 экономиками АТР составил 105 млрд. долл., в том числе российский экспорт – 51 млрд. долл., импорт – 53 млрд. долл.

Во внешней торговле России в 2009 году доля 25-ти экономик АТР превысила одну пятую (составила 22%), в том числе она составила 17% от российского экспорта и 32% - от российского импорта.

87% товарооборота со странами АТР приходится на 5 крупнейших государств региона: КНР, США, Японию, Республику Корея и Индию.

Товарная структура внешней торговли России со странами АТР не выделяется на фоне общих показателей внешней торговли России с зарубежными странами в целом. В экспорте преобладает энергосырьевая группа товаров, в импорте – машинно-техническая. Вместе с тем, доля энергетического сырья в экспорте России в страны данного региона пока заметно ниже, чем в целом по России (48% против 67% по итогам 2009 года). Это свидетельствует о нереализованном пока экспортном потенциале: недостаточно изучены месторождения в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, в регионе слабая транспортная инфраструктура.

До 2009 года инвестиционное сотрудничество России со странами АТР было незначительным. Доля стран АТР в общем объеме поступивших инвестиций в экономику России в 2008 г. составила всего лишь 5,8%.

В 2009 г. ситуация изменилась. Доля стран АТР в общем объеме поступивших инвестиций в экономику России значительно увеличилась - до 20,7%. На фоне общего снижения объема инвестиций в Российскую Федерацию приток инвестиций из стран АТР в российскую экономику за 2009 год вырос почти в 3 раза и составил без малого 17 млрд. долл. США. При этом из поступившего в 2009 году объема инвестиций 2,4 млрд. долл. США - прямые инвестиции.

Инвестиции из стран АТР поступают в основном в такие секторы российской экономики как транспорт и связь, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом, оптовая и розничная торговля.

Доля стран АТР в общем объеме направленных за рубеж российских инвестиций уменьшается: в 2008 г. она составила 5,2%, в 2009 г. сократилась до 2,8%.  

На конец 2009 года общий объем накопленных российских инвестиций в экономику стран АТР составил 7,7 млрд. долл. США, что более чем на треть превышает этот показатель на конец прошлого года. Из этой суммы 6 млрд. 7 млн. долл. США - прямые инвестиции.

Активный рост экономик АТР и поступательное развитие деловых связей с Россией привели к качественным изменениям двусторонних отношений России со странами АТР. Одним из показателей возросшего интереса к России в АТР стал тот факт, что в отличие от большинства внешнеэкономических партнеров, снизивших в кризисном 2009 году свои капиталовложения в российскую экономику, компании Китая, Японии и Южной Кореи в разы увеличили свои инвестиции в Россию.

 

Девять субъектов Российской Федерации, находящиеся в Сибири и Дальнем Востоке России, занимают в силу своего географического положения, природного и производственного потенциала особое положение в интеграции со странами АТР. Включение России в механизмы азиатско-тихоокеанской интеграции естественным образом дополняет внутрироссийские планы социально-экономического развития, в первую очередь, проекты интенсивного подъема Дальнего Востока. На масштабную модернизацию их ведущих экономических отраслей, хозяйственной и транспортной инфраструктуры направлена, в частности, Программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, то есть районов, непосредственно входящих в АТР.

Характерно, что страны, сотворившие «экономическое чудо» в последние десятилетия ХХ века, обеспечили прорыв не конкурентной борьбой и не политикой замещения импорта, а скорее благодаря способности предложить то, чего еще не было на мировом рынке. Одной из таких ниш и для России в целом, и для дальневосточного региона, Сахалинской области, может стать установление кооперационных связей с государствами АТР. На этом направлении уже осуществляются взаимовыгодные проекты, предусматривающие создание крупных и взаимоориентированных экспортных производств.

Реализация этих конкурентных преимуществ даст шанс превратить Сибирь и Дальний Восток в мощный энергетический, промышленный и аграрный комплекс. Имеются все необходимые предпосылки для того, чтобы этот регион придал мощный импульс ускоренному развитию всей нашей страны. Это природные и людские  ресурсы; минимум транспортных коммуникаций, позволяющий, тем не менее, построить развитую инфраструктуру; серьезный научно-промышленный потенциал. И все это дополняется позитивной заинтересованностью ряда соседних стран Азиатско-Тихоокеанского региона во взаимном развитии. 

Важно и то, что в последнее время по всему дальневосточному спектру внешнеполитической  деятельности России постоянно растет экономическая составляющая межгосударственных отношений. Взаимные обмены визитами глав государств России, Китая, Вьетнама, Республики Корея и других стран заканчиваются заключением конкретных соглашений. Они нацелены на поддержку предпринимательской деятельности, снижение конфликтного потенциала в регионе и превращение совместных предприятий в экономически эффективные и конкурентоспособные.

Свидетельством внимания руководства страны к проблемам региона и развития его внешних связей стало совещание в Хабаровске по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и укреплении позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, состоявшееся 2 июля 2010 г.

 

Россия располагает значительными запасами энергетических и сырьевых ресурсов. Поставки российских энергоресурсов покрывают более 5,3% потребностей региона, и эта доля, очевидно, может расти.

В среднесрочной перспективе роль России в интеграционных процессах в АТР будет во многом обусловлена ее статусом мировой энергетической державы, активностью отечественного топливно-энергетического и сырьевого комплекса на региональных рынках. Совместная разработка месторождений, создание генерирующих мощностей и энерготранспортной инфраструктуры, организация переработки минерального сырья относятся к числу приоритетных проектов сотрудничества с основными странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Топливно-энергетический комплекс остается основой нашего внешнеэкономического сотрудничества со странами АТР (минеральное сырье и топливо составляет около 50% российского экспорта в регион, что ниже показателя в целом по российскому экспорту – 67%). Тем не менее, доля российского экспорта в потребностях региона пока незначительна.

Прогнозные темпы роста потребления первичных энергоресурсов в странах АТР в период до 2030 г. оцениваются в диапазоне от 10 до 40%, причем большая часть этого прироста будет приходиться на быстроразвивающиеся Индию и Китай. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2030 года предусматривает увеличение доли АТР в российском экспорте топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) с 8-10% до 26-27%.

 

На состоявшемся 19 июня 2010 г. заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России были приняты решения в целом по внешнеэкономическому комплексу, над выполнением которых ведется активная работа. В контексте поставленных Президентом России задач по модернизации российской экономики особую значимость приобретает сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона в области развития перспективных инновационных и высокотехнологичных разработок. Цель таких проектов отвечает нашим национальным интересам – это встраивание экономики России в вертикальные интеграционные цепочки и в регионе, и в мировой экономической системе.

С большинством государств региона мы разработали страновые планы действий, в которых комплексно изложили и основные индикаторы сотрудничества, в том числе на перспективу, и основные стратегические проекты, содействующие модернизации российской экономики.

Кроме того, во исполнение поручения Президента представлен перечень стран-ключевых технологических партнеров России по основным (отраслевым) направлениям модернизации. Теперь с учетом специфики Азиатско-Тихоокеанского региона необходимо отдельно подумать над использованием для целей модернизации потенциала этого региона, дополнить принятые решения мерами по стимулированию импорта.

Речь идет о привлечении крупных компаний стран региона к участию в программе модернизации отраслей российской экономики, в том числе путем локализации высокотехнологичного сегмента их производственной деятельности на территории Российской Федерации, а также стимулирования импорта в Россию технологий и высокотехнологичного оборудования для производства конкурентоспособной продукции.

Так, например, привлечение инвестиций в производство в России или закупка в странах АТР комплектного оборудования создает интеграционный эффект с производителями поставляемого оборудования, с организациями-источниками кредитных средств, а также с зарубежными потребителями продукции создаваемого или модернизируемого производства – в АТР или других регионах мира. В плане финансирования речь может идти о привлечении инвестиционных кредитов, которые, например, в случае Китая и Японии отличаются низкой процентной ставкой, а значит, можно говорить о создании новых экспортных возможностей и производств, конкурентных в отношении неэффективного импорта.

Укрепление внешнеэкономических позиций России в АТР и модернизация российской экономики – две стратегические цели, которые должны быть тесно взаимосвязаны. В этом плане регион перспективен. Уже сейчас доля машинно-технической продукции и в нашем экспорте в пять крупнейших стран АТР, и в импорте из них заметно больше, чем в целом по миру (11% экспорта и 58% импорта против 6,7% и 43% соответственно).

О том, что наши планы модернизации весьма интересны партнерам в АТР, в частности, свидетельствует количество иностранных автосборочных предприятий на территории России, большая часть из которых – заводы японских и корейских компаний. В недалеком будущем к ним должно добавиться производство комплектующих к произведенным у нас моторным транспортным средствам, развитие производства сложного электросилового, дорожно-транспортного оборудования, судостроительной продукции, аппаратуры для высокотехнологичной медицинской помощи, то есть будет активно развиваться направление локализации высокотехнологичного сегмента производственной деятельности наших зарубежных партнеров на территории Российской Федерации.

В качестве «пилотных» направлений локализации определены: транспортное машиностроение, станкостроение, медицинская техника, фармацевтика,  электроника. В этих областях уже кое-что сделано.

Так, например, с использованием механизмов «промышленной сборки», льгот регионального уровня, а также ОЭЗ на территории России создан ряд автомобильных производств компаний Японии и Кореи («Тойота», «Ниссан», «Исудзу», «Мицубиси» и другие). Следующим этапом является расширение местного производства комплектующих и запчастей для производимой в России техники (японские компании «Йокогама раббер» – автошины  в ОЭЗ в Липецкой области, «Тойота босёку» – автокресла в Санкт-Петербурге, «Асахи глас» – автостекло, корейская компания «Дайвон» - автокресла в Татарстане и другие).

С февраля 2010 г. ОАО «Силовые машины» прорабатывает создание СП с зарубежным партнером по производству высоковольтного электросилового оборудования на вновь создаваемых мощностях в Санкт-Петербурге. Привлечение компаний из Японии, Китая и Южной Кореи к этому проекту позволит наладить выпуск современного оборудования не только в целях обновления основных фондов Федеральной сетевой компании, но и для укрепления позиций российской машиностроительной продукции на рынках этих стран АТР.

Ведется проработка проекта модернизации верфей ОПК с налаживанием производства судов-газовозов для использования в проекте освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения (в 2009 году подписан Меморандум о сотрудничестве с консорциумом японских компаний, создана рабочая группа). В ноябре 2009 г. в Приморском крае с участием сингапурско-китайского консорциума и южнокорейской компании началось строительство двух новых верфей по выпуску газовозов, танкеров ледового класса, плавучих заводов СПГ.

Проблема обеспечения потребностей в высокотехнологичной медицинской аппаратуре крайне актуальна для России. Эффективным средством ее решения может быть локализация производства на нашей территории. Соответствующие переговоры уже начаты с рядом компаний Европы и США, но с азиатскими компаниями работа пока отстает и находится на начальном этапе. При этом продукция японских компаний, например, составляет более четверти закупаемого Россией медоборудования (300-500 млн. долл. в год), а ежегодная потребность в высокотехнологичном медицинском оборудовании японских производителей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации составляет около 55 млрд. рублей. Речь идет о компьютерных и магнито-резонансных томографах, аппаратах ультразвуковой диагностики, цифровых рентгеновских установках.

Соответствующая технологическая база отрасли в нашей стране имеется. Необходимо ускорить подготовку нормативно-правовой базы и обеспечить запуск соответствующих механизмов уже в текущем году.

 

Стратегическим выбором России является активизация участия России в форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) – наиболее крупной и авторитетной структуре многостороннего экономического сотрудничества в регионе. Необходимо вести линию на усиление влияния России на текущую и перспективную деятельность форума.

Хорошие предпосылки для этого создаются в связи с предстоящим председательством России в АТЭС в 2012 году. Представляется, что во многом страны АТР будут делать вывод о зрелости России как азиатско-тихоокеанской державы именно по ее способности проявить лидерство в АТЭС. Разумеется, подготовка председательства на достойном уровне потребует концентрации ресурсов – в том числе, финансовых, интеллектуальных. Не скрою, ощущается острая нехватка квалифицированных специалистов с опытом взаимодействия с АТЭС; есть проблемы с организацией работы министерств и ведомств на этом направлении – во многом они объясняются все той же нехваткой компетентных специалистов.

Подготовку к председательству необходимо вести скоординировано, в ней должны быть задействованы и федеральные органы исполнительной власти, и субъекты Федерации, и представители бизнеса. Сейчас организуется вовлечение в эту работу лучших российских и иностранных экспертов - создан Российский исследовательский центр по проблематике АТЭС. Как никогда остро необходимы актуальные научные исследования, разработки по проблемам экономического взаимодействия и интеграции России в АТР и АТЭС. В этой связи результаты обсуждения и дискуссии на сегодняшней научно-практической конференции, в которой участвуют ведущие ученые и эксперты по проблемам региона, представляют для нас особый интерес.

В 2010 году организована система отбора, согласования и финансирования проектных предложений России в АТЭС, на этом направлении активно работает Межведомственная рабочая группа по определению приоритетных направлений деятельности АТЭС в период российского председательства в 2012 году (председатель – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации А.А. Слепнев).

На предстоящем в 2011 Петербургском международном экономическом форуме к проблематике АТЭС будет привлечено особое внимание.

В завершение хотел бы пожелать участникам научно-практической конференции плодотворной работы. Ваши идеи и выводы будут востребованы в практике нашей работы по обеспечению экономического взаимодействия с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, в работе по подготовке председательства России в АТЭС.

Документы