Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

Инновационное развитие

В целях повышения инновационной активности и перевода экономики на инновационный путь развития разработана Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. В рамках взаимодействия Минэкономразвития России с федеральными органами исполнительной власти, как в текущей деятельности, так и в рамках проведения заседаний Межведомственной комиссии при президиуме Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России при Президенте Российской Федерации по реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года обсуждаются вопросы повышения эффективности расходования бюджетных средств и формирования целостной эффективно функционирующей инновационной системы. На основе информации, поступающей от федеральных органов исполнительной власти и заинтересованных организаций, Минэкономразвития России в I квартале готовит ежегодный доклад в Правительство Российской Федерации о реализации мероприятий Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года.

Наряду с вышеуказанными документами, на развитие инновационной активности в Российской Федерации направлен ряд государственных программ Российской Федерации, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р, сгруппированный по 5 основным направлениям: Новое качество жизни, Инновационное развитие и модернизация экономики, Обеспечение национальной безопасности, Сбалансированное региональное развитие и Эффективное государство.

Работа по развитию национальной инновационной системы и увязке Стратегии с государственными программами Российской Федерации, в том числе в рамках согласования планов-графиков по их реализации осуществляется в рамках деятельности Межведомственной комиссии по реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 19 декабря 2014 г. № 7 Минэкономразвития России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти в настоящее время актуализирует Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Содействию в реализации инновационных проектов на различных стадиях цикла в настоящее время способствуют сформированные в последнее время основные механизмы и формы государственной поддержки.

Основная поддержка осуществляется через систему государственных институтов развития в сфере инноваций, включающую институты финансирования (предпосевного и посевного), венчурные фонды с государственным участием ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО «РВК»), государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и его «МСП Банк», ОАО «РОСНАНО», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере (далее - Фонд). Формы государственной поддержки зависят от характера деятельности института развития и от типа инновационной продукции.

Институтами развития совместно с федеральными органами исполнительной власти и общественными организациями 6 апреля 2010 года заключено Соглашение о взаимодействии в целях непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях их развития (далее - Соглашение).

Основными направлениями взаимодействия институтов развития в рамках Соглашения являются оказание финансовой поддержки инновационным проектам малых и средних предприятий на разных стадиях их осуществления; поиск перспективных для реализации инновационных проектов и представление их на рассмотрение другим участникам соглашения; привлечение частных инвестиций в проекты, поддержанные финансовыми институтами развития.

Вопросы оказания государственными институтами развития поддержки инновационным проектам не находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти. Данные организации действуют в порядке, установленном федеральными законами либо их внутренними уставными документами, утверждаемыми соответствующими органами управления, определяющими формы поддержки и требования к инновационным проектам, которым оказывается государственная поддержка.

Более подробная информация о видах поддержки инновационных проектов и перечень направлений работ, финансирование которых поддерживается институтами развития, представлены на их сайтах в сети «Интернет».

Также реализация инновационного проекта возможна через взаимодействие с технологическими платформами, перечень которых утвержден решениями Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям и президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.

Технологические платформы распределены по 10 направлениям, а именно: медицинские и биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии, фотоника, авиакосмические технологии, ядерные и радиационные технологии, энергетика, технологии транспорта, технологии металлургии и новые материалы, добыча природных ресурсов и нефтегазопереработка, электроника и машиностроение, экологическое развитие.

Меры поддержки технологических платформ включают в себя:

  • во-первых, учет приоритетов, определяемых в рамках деятельности технологических платформ при формировании тематики и объемов финансирования работ и проектов в рамках федеральных целевых программ и государственных программ, федеральной программы фундаментальных исследований, деятельности РАН и других академий с государственным статусом, а также институтов развития;
  • во-вторых, обеспечение использования потенциала технологических платформ в целях активизации российского участия в международных научно-технических кооперационных проектах, встраивания в глобальные цепочки производства добавленной стоимости. Первым шагом здесь должна стать активизация взаимодействия с технологическими платформами ЕС и иными международными организациями, в частности в рамках инициативы «Партнерство для модернизации».

Создание и развитие сети инновационных территориальных кластеров отнесена к приоритетам государственной политики социально-экономического развития страны, что отмечено в таких документах как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации (протокол от 22 ноября 2011 г. № Пр-3484ГС, пункт 2, подпункт «в») об осуществлении конкурсного отбора пилотных проектов развития территориальных кластеров и разработке механизмов их государственной поддержки и поручения Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № ВП-П13-8515.

Минэкономразвития России в 2012 году провело конкурсный отбор пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров (далее - программы) на включение в Перечень инновационных территориальных кластеров (далее - перечень), который был утвержден поручением Председателя Правительства Российской Федерации Министерством экономического развития России от 28 августа 2012 г. № ДМ-П8-5060.

Во исполнение указанного поручения подготовлены и дополнительно проработаны совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями вопросы государственной поддержки инновационных территориальных кластеров.

В настоящее время Министерством экономического развития Российской Федерации ведется реализация следующих основных направлений поддержки инновационных территориальных кластеров:

  • предоставление субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на цели реализации мероприятий, предусмотренных программами развития инновационных территориальных кластеров;
  • привлечение государственных институтов развития к реализации программ развития инновационных территориальных кластеров;
  • стимулирование участия крупных компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, в деятельности инновационных территориальных кластеров.

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 г. № 188 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров» (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 596 и от 15 сентября 2014 г. № 941) содержит критерии оценки эффективности функционирования инновационных территориальных кластеров, а так же требования к региональным программам развития инновационных территориальных кластеров.

В 2013-2014 гг. была проведена работа по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров.

Минэкономразвития России был проведен отбор мероприятий, которые учитываются при определении размера субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров, а также мероприятий, включаемых в утверждаемый Министерством экономического развития Российской Федерации перечень мероприятий, отобранных для софинансирования за счет средств субсидий. Объем поддержки был увеличен до 2,5 млрд. рублей в связи с расширением числа поддерживаемых кластеров до 25 кластеров (2013 г. - 1,3 млрд. на развитие 13 кластеров).

По окончании проделанной работы Правительством Российской Федерации были утверждены 18 ноября 2013 г. распоряжение № 2128-р «О распределении субсидий, предоставляемых в 2013 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров» (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. № 2387-р) и 6 ноября 2014 г. распоряжение № 2480-р «О распределении субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров», а также заключены соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти данных субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров.

В рамках оказания государственной поддержки малому и среднему предпринимательству в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» предусматривается в том числе оказание поддержки в целях развития инновационных территориальных кластеров.

В целях обеспечения поддержки реализации мероприятий программ развития инновационных территориальных кластеров в рамках государственных программ Российской Федерации, включая федеральные целевые программы, Минэкономразвития России направило в федеральные органы исполнительной власти проект доклада «О предложениях по мерам государственной поддержки развития инновационных территориальных кластеров» (письмо от 16 августа 2012 г. № 17034-АК/Д19и), включающий в том числе предложения инновационных территориальных кластеров по поддержке реализации мероприятий программ развития кластеров в рамках государственных программ Российской Федерации, включая федеральные целевые программы.

Государственными институтами развития сформированы различные формы поддержки инновационных территориальных кластеров.

Свои предложения сформировали: Фонд содействию развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»), Фонд инфраструктурных и образовательных программ «Роснано», Внешэкономбанк, Российская венчурная компания.

Минэкономразвития России разработало Методические материалы по участию акционерного общества с государственным участием, государственной корпорации, федерального государственного унитарного предприятия, реализующего программу инновационного развития, в деятельности инновационных территориальных кластеров по приоритетным для компании направлениям технологического развития.

Сведения об участии в деятельности инновационных территориальных кластеров по приоритетным для компании направлениям технологического развития в соответствии с методическими материалами представили в Минэкономразвития России следующие компании: ОАО «Аэрофлот»; Госкорпорация «Росатом»; Государственная корпорация «Ростехнологии»; ОАО «Ростелеком»; ОАО «Совкомфлот»; ОАО «РЖД»; ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»; ОАО «Газпром»; ОАО «ОСК»; ОАО «РусГидро»; ОАО «ФСК ЕЭС»; ОАО «Холдинг «МРСК»; ОАО «АК «Транснефть»; ОАО «РАО Энергетические системы Востока»; ОАО Концерн ПВО «Алмаз-Антей»; ОАО «Автоваз»; ОАО «ВПК «НПО машиностроения»; ОАО АК «Алроса»; ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева»; ОАО «НПО Энергомаш»; ОАО «ИСС»; ОАО «МАШ»; ОАО «СО-ЕЭС»; ОАО «Концерн «Вега»; ОАО «Концерн «Созвездие»; ОАО «ЦТСС»; ОАО «Концерн «НПО «Аврора»; ОАО «Корпорация «Росхимзащита»; ОАО «Концерн «Океанприбор»; ОАО «Оборонсервис»; ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ»; ОАО «СГ-Транс»; ОАО «Концерн «Моринис - Агат»; ОАО «Аэропорт Кольцово»; ГП КС; ФГУП «НПО «Микроген»; ФГУП «Росморпорт»; ФГУП «РТРС»; ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»; ОАО «Газпром нефть»; ОАО «Зарубежнефть»; ОАО «Российские космические системы»; ОАО «ПО «Кристалл»; ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»; ОАО «ПЗЦМ». Компании и инновационные территориальные кластеры осуществляют проработку возможностей развития взаимодействия, в том числе с учетом указанных материалов.

Поддержка инновационных территориальных кластеров осуществляется в рамках предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию комплексных инвестиционных проектов.

   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1