Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

Импортозамещение

В настоящее время выпускаемую в Российской Федерации продукцию (сточки зрения критерия конкурентоспособности на внутреннем рынке) можно объединить в следующие группы:

  • устойчиво конкурентоспособная на внутреннем рынке продукция (сырьевые товары и полуфабрикаты: минеральное сырье и топливо, нефтепродукты, кокс, стальные полуфабрикаты, цветные металлы, драгоценные металлы и камни, химические полупродукты, древесина и другие);
  • конкурентоспособная на внутреннем рынке продукция с низким запасом конкурентоспособности (стальной прокат, стальные трубы, полимеры, бумага и картон, цемент, стеновые и другие строительные материалы, грузовые автомобили, железнодорожная техника, растительные масла и жиры, мука, крупы, сахар, рис, рыба и морепродукты и другие);
  • частично конкурентоспособная на внутреннем рынке продукция с потенциалом усиления (металлоизделия, изделия из пластмасс, деревянные изделия, изделия из бумаги и картона, керамика, стекло, молочная продукция, мясная продукция, рыбная продукция, консервированные овощи и фрукты, кондитерские изделия, продукты из злаков и муки, спиртные напитки, овощи и фрукты умеренного климата лен, цветы и другие);
  • ограниченно или низко конкурентоспособная на внутреннем рынке продукция с важным социальным или иным государственным значением (текстиль, одежда, обувь, мясо, гражданская авиатехника, грузовые суда, электрораспределительное оборудование, приборы, медикаменты, массовое промышленное оборудование, электронные компоненты, промышленная электроника, медицинская техника, продукция микробиологической промышленности и другие);
  • ограниченно или низко конкурентоспособная на внутреннем рынке продукция, не обладающая естественными предпосылками повышения конкурентоспособности и не имеющая важного социального или иного государственного значения (химические волокна и нити, пиротехника, химические средства защиты растений, парфюмерно-косметические товары, бытовая техника, офисная техника, бытовая электроника, велосипеды, мотоциклы, контейнеры, торговое оборудование, оптика, фототехника, часы, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности, шерсть, субтропические овощи и фрукты и другие).

По оценкам экспертов, в настоящее время наиболее приоритетными для импортозамещения являются:

  • электронная компонентная база, станкостроение, медицинская техника, двигателестроение, оборудование для нефтегазового комплекса, судостроение, оборудование для агропромышленного комплекса и лесного хозяйства;
  • ряд секторов химического комплекса (производство редкоземельных материалов, композиционных материалов, красок и лаков, пластиков, фармацевтика, производство моющих, чистящих и полирующих средств, а также изделий из резины и пластмасс);
  • отдельные продукты питания (мясные и рыбные продукты, консервированные фрукты и овощи).

С целью развития на территории Российской Федерации промышленного производства в целом и производства приоритетной для импортозамещения продукции в частности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» разработан и утвержден ряд государственных программ Российской Федерации (далее - госпрограммы).

Указанные госпрограммы включают, в том числе, такие государственные программы, как «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», «Развитие судостроения на 2013-2030 годы», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы», «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы», «Экономическое развитие и инновационная экономика».

В рамках госпрограмм, являющихся программно-целевым инструментом, на долгосрочную перспективу создана взаимоувязанная система целей, задач, мероприятий, которые в том числе включают действующие механизмы государственной поддержки. Пакет мер поддержки включает софинансирование НИОКР и капитальных вложений (в том числе, в рамках федеральных целевых программ), субсидирование части затрат на техническое перевооружение и модернизацию основных фондов, стимулирование спроса на готовую продукцию (в части отраслей ОГТК - это, прежде всего, Государственный оборонный заказ, в части гражданской продукции - это поддержка в рамках государственных и муниципальных закупок, субсидирование по кредитам на приобретение некоторой машиностроительной продукции (автомобили, авиатехника, продукция судостроения), а также создание инфраструктуры для реализации комплексных инвестиционных проектов (в том числе в рамках инновационных территориальных кластеров).

Предполагается, что реализация указанных мер по модернизации и диверсификации национальной экономики позволит заложить основы для устойчивого многофакторного инновационного развития промышленности и обеспечить увеличение количества промышленных предприятий, а также рост промышленного производства конкурентоспособной продукции.

Все вышеперечисленные государственные программы Российской Федерации размещены на Портале государственных программ Российской Федерации, расположенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.programs.gov.ru (раздел «Сводная аналитика»).

Кроме того, с целью выработки дополнительных мер по стимулированию экономического роста распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 1936-р утвержден план содействия импортозамещению в промышленности, а также распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1948-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы.

   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1