Министерство экономического развития
Российской Федерации

Минэкономразвития России

Русский English
 

Об осуществлении государственного учета бесхозяйного сооружения

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 09.11.2012 № ОГ-Д23-5551

 

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросу, связанному с осуществлением государственного учета бесхозяйного сооружения, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем, полагаем возможным по затронутому в обращении вопросу отметить следующее.

В соответствии с пунктом 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. № 580, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник не известен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 43 Закона о кадастре до 1 января 2013 года устанавливается переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее – переходный период).

В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее – объекты учета) осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу Закона о кадастре нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда, если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с частью 2.2 статьи 43 Закона о кадастре.

Вышеуказанный порядок, предусмотренный частью 2.2 статьи 43 Закона о кадастре, утвержден приказом Минэкономразвития России от 14 октября 2011 г. № 577 (далее – Порядок учета).

В соответствии с пунктом 16 Порядка учета с заявлениями о постановке на учет объектов учета вправе обратиться собственники таких объектов учета или любые иные лица.

Согласно подпункта 1 пункта 22 Порядка учета одним из документов, необходимых для осуществления государственного учета сооружения, является, в том числе, технический план сооружения.

Форма технического плана сооружения и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2011 г. № 693 (далее – Требования).

В соответствии с пунктом 11 Требований сведения о сооружении указываются в техническом плане на основании разрешения на ввод сооружения в эксплуатацию, проектной документации или технического паспорта сооружения. Копии указанных документов включаются в состав Приложения к техническому плану.

При отсутствии указанных документов сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении сооружения на земельном участке, указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем сооружения (далее – Декларация).

Вместе с тем, по мнению Департамента недвижимости, учитывая положения статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, государственный учет в отношении сооружения – бесхозяйная коммунальная сеть может быть осуществлен на основании технического плана сооружения, подготовленного на основании Декларации, составленной и заверенной лицом, не являющимся правообладателем сооружения – органом местного самоуправления, за исключением случая, если земельный участок, на котором расположено такое сооружение, предоставлен гражданам, юридическим лицам, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления на каком-либо праве.

В связи с тем, что указанный в обращении вопрос требует законодательного урегулирования, в Минэкономразвития России планируется рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон о кадастре и другие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в области государственного учета, в части расширения круга лиц, имеющих право составлять и подписывать Декларацию.

 

Заместитель директора

Департамента недвижимости

В.А. ЯЦКИЙ

   
© Официальный сайт Минэкономразвития России.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.
  • 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
  • 115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1
  • 109012, Москва, ул. Красная Пресня, дом 3, стр. 1