Министерство экономического развития Российской Федерации
Министерство экономического развития Российской Федерации
Eng
Концепция государственного регулирования цифровых платформ и экосистем

Что такое платформа и экосистема?

«Цифровая платформа» – это бизнес-модель, позволяющая потребителям и поставщикам связываться онлайн для обмена продуктами, услугами и информацией, включая предоставление продуктов/ услуг/ информации собственного производства.

«Цифровая экосистема» - это клиентоцентричная бизнес-модель, объединяющая две и более группы продуктов, услуг, информации для удовлетворения конечных потребностей клиентов.

Понятия цифровых платформ и экосистем появились эволюционно из мира офлайн, например человек получал комплекс товаров и услуг в торговых центрах, вокзалах и аэропортах и тд. С появлением технологий офлайн-платформы и экосистемы начали трансформироваться в цифровые.

Развитие экосистем в мире

Развитие платформ и экосистем — это современный тренд. Клиенты выбирают экосистемы — классические бизнес-модели уступают по удобству, выбору и цене для клиентов. Ведущие компании мира строят экосистемы, поддерживая свою долгосрочную привлекательность и развитие.

В мире существует две страны, где национальные экосистемы уже достигли существенного развития — это США и Китай. Россия может стать третьей страной с масштабными национальными экосистемами.

Развитие экосистем в России

В России цифровые экосистемы только зарождаются. В настоящее время одновременно формируется несколько экосистем и платформ на основе различных отраслей. Для России развитие цифровых рынков, национальных экосистем и платформ может стать не только драйвером экономического роста, но и основой для сохранения экономического и технологического суверенитета.

  • Для граждан: быстрое и удобное удовлетворение конечных потребностей
  • Для бизнеса: рост доходов и снижение расходов за счет новых клиентов и удобных сервисов
  • Для экономики: рост эффективности и прозрачности, развитие малого и среднего предпринимательства, создание рабочих мет, привлечение инвестиций в экономику
  • Для государства: обеспечение национальной безопасности и технологической независимости

Настоящая Концепция направлена на создание сбалансированных регуляторных условий для участников цифровых рынков – безопасной цифровой среды, развития национальных экосистем и платформ и развития национальной экономики.

Правовую основу настоящей Концепции составляют
  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
  • Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных моно-полиях»;
  • Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государ-ственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»;
  • Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
  • Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»;
  • Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»;
  • Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финан-сированию терроризма»;
  • Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности»;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Иные законы Российской Федерации и подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации, прямо или косвенно затрагивающие указанную деятельность.
Дата публикации: 11 мая 2021
Ссылка: https://economy.gov.ru/material/departments/d31/koncepciya_gos_regulirovaniya_cifrovyh_platform_i_ekosistem/
Подписаться на рассылку
Вид шрифта:
Межбуквенный интервал:
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения: