Министерство экономического развития Российской Федерации
Министерство экономического развития Российской Федерации
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Организация экономического сотрудничества и развития, созданная в 1961 г., является преемницей Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), которая изначально занималась вопросами координации оказания помощи европейским странам, пострадавшим в результате Второй Мировой Войны, со стороны США и Канады.

Цели ОЭСР зафиксированы в первой статье Конвенции об учреждении ОЭСР, подписанной 14 декабря 1960 г. Их суть сводится к проведению скоординированной политики, направленной, прежде всего, на обеспечение высокого и устойчивого экономического роста и, как следствие, повышение жизненного уровня стран-членов. Кроме того, ОЭСР в качестве приоритетных направлений своей деятельности определила продвижение разумных и апробированных экономических теорий в странах-членах Организации и в странах, не входящих в ОЭСР, но идущих по пути экономического развития, а также развитие международной торговли на многосторонней, недискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.

В упрощенном виде цели деятельности ОЭСР могут быть сформулированы следующим образом: аккумулировать, анализировать, апробировать и распространять новации и положительный опыт решения социально-экономических проблем разными странами.

В рамках ОЭСР осуществляется регулирование важнейших практических вопросов экономических обменов, определяются перспективы социально-экономического развития крупнейших стран мира, а также разрабатываются теоретические подходы к решению новых мировых экономических проблем, которые впоследствии кодифицируются в международных соглашениях и договорах.

В настоящее время приоритеты ОЭСР сконцентрированы на реализации масштабных горизонтальных инициатив, в работу по которым вовлечены сразу несколько Директоратов ОЭСР.

Среди них стоит отметить такие инициативы ОЭСР, как:

  • «Стратегия зеленого роста» (Инициатива реализуется с 2009 года и открыта для всех стран. Стратегия зеленого роста строится на укрепляющих друг друга аспектах экономической и экологической политики. В ней учитывается вся ценность природного капитала как фактора производства и его роль в экономическом развитии, а также делается упор на рентабельные пути смягчения давления на окружающую среду, с тем чтобы повлиять на переход к новым схемам экономического роста, не переступающим через критические местные, региональные и глобальные экологические пороги возможностей).
  • «Better Life Initiative» (Реализуется с 2011 года, и к настоящему времени ее участницами являются все страны - члены ОЭСР, а также Россия, ЮАР и Бразилия. Данная инициатива является альтернативой к стандартному подходу измерения благополучия жизни человека, основанному на показателе ВВП на душу населения, который, по мнению организации, не всегда свидетельствует о «здоровом состоянии» экономики или высоком качестве жизни людей).
  • «Going Digital» (Реализуется с 2016 года. Цель проекта – помочь государственным деятелям лучше понять происходящую сегодня «цифровую перестройку» и разработать инструменты для создания такой политической среды, которая дала бы экономике и обществу возможность процветать в мире, с каждым днем все в большей мере управляемом цифровыми и информационными технологиями).
  • «NAEC» (Новые подходы к экономическим проблемам (New Approaches to Economic Challenges) - это комплексный проект, охватывающий деятельность всех структурных подразделений ОЭСР, который направлен на выработку нового подхода к изучению экономического роста. Его реализация также дает толчок и ускоряет критическое исследование аналитических структур ОЭСР, а также обновление и укрепление ее политических средств и инструментов.) и др.

Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод, что ОЭСР является уникальным межгосударственным инновационным центром, способствующим внедрению передовых социально-экономических идей и исследующим эффективность функционирования различных секторов социально-экономического комплекса, причем о широте и разнообразии сфер интересов и приложения сил организации свидетельствует состав директоратов ОЭСР.

Россия не является членом ОЭСР, однако в условиях временной приостановки процесса присоединения России к ОЭСР взаимодействие с этой организацией продолжается на экспертном уровне. Россия является участником 26 рабочих органов ОЭСР. Обеспечение взаимодействия и субстантивного участия российских делегаций осуществляется Минэкономразвития России совместно с заинтересованными ведомствами и экспертным сообществом. Выработка позиции по ключевым вопросам сотрудничества осуществляется на площадке Рабочей группы по вопросам взаимодействия с ОЭСР при подкомиссии по экономической интеграции Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.

В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации в рамках подготовки к заседаниям рабочих органов ОЭСР активно привлекается экспертное сообщество – РАНХиГС, НИУ ВШЭ, ВАВТ и другие профильные научно-исследовательские учреждения.

В рамках ежегодных планов работы с ОЭСР федеральным органам исполнительной власти ставятся конкретные задачи по использованию лучших международных подходов и практик при совершенствовании российского института государственного управления, а также по обеспечению учета российских интересов при выработке международных правил регулирования.

Дата публикации: 6 декабря 2019
Ссылка: https://economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/mnogostoronnee_ekonomicheskoe_sotrudnichestvo/organizaciya_ekonomicheskogo_sotrudnichestva_i_razvitiya_oesr/
Вид шрифта:
Межбуквенный интервал:
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения: