Обязательства по охране географического указания возникли у Российской Федерации в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это предусмотрено Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) от 15 апреля 1994 года, где дано определение географического указания (ГУ). Также документ обязывает страны-члены предусматривать правовые средства, направленные на охрану ГУ. Россия является участницей Соглашения с 2012 года.
В целях наиболее эффективного исполнения обязательств по охране иностранных ГУ, а также для предоставления российским производителям нового инструмента для продвижения региональной продукции принят Федеральный закон № 230-ФЗ от 26 июля 2019 года «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и статьи 1 и 23¹ Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», который вступит в силу 27 июля 2020 г., за исключением отдельных положений.
Географическое указание как объект интеллектуальной собственности уже достаточно давно используется в законодательстве разных стран и в международных соглашениях, в частности, в Женевском акте Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях от 20 мая 2015 года.
В настоящее время Минэкономразвития России совместно с Роспатентом готовит документ о присоединении России к Женевскому акту Лиссабонского соглашения. Это позволит обеспечить более эффективное признание российских региональных брендов на международном уровне и рост благосостояния производителей уникальных отечественных товаров.
Документ значительно упростит международную регистрацию НМПТ и ГУ, позволит испрашивать охрану в нескольких странах путем подачи одной заявки на одном языке, тем самым снижая издержки при регистрации.
В Европейском союзе охраняется более 3000 географических указаний и наименований мест происхождения товаров. ГУ могут использоваться в связи с широким разнообразием сельскохозяйственной продукции, как например, "Tuscany" применительно к оливковому маслу, произведенному в особом районе Италии или "Roquefort" в отношении сыра, произведенного во Франции. Использование ГУ не ограничено сельхозпродуктами. Они могут также подчеркивать особые свойства продукта, присущие месту происхождения этих продуктов, в частности таких, как особые навыки и традиции изготовления. Таким местом происхождения может быть поселок или город, регион или страна. Примером последней может служить указание "Switzerland" ("Швейцария") или "Swiss" ("швейцарский"), которое во многих странах воспринимается как географическое указание товаров, изготовленных в Швейцарии, и, в частности, в отношении часов.