Министерство экономического развития Российской Федерации
Министерство экономического развития Российской Федерации
Максим Решетников: мы не должны ставить экономику на "стоп"
4 апреля 2020

Принимаемые в России санитарно-эпидемиологические меры не должны привести к остановке долгосрочных инвестиционных проектов или уже начатого строительства: важен компромисс между соблюдением требований медиков и сохранением экономических процессов. Об этом заявил министр экономического развития России Максим Решетников в разговоре с президентом бизнес-школы СКОЛКОВО Андреем Шароновым, который состоялся в рамках проекта "Антихрупкость 2020".

О том, как изменилась работа министерства и правительства в целом в ситуации с распространением коронавируса

Конечно, нельзя сказать, что мы ожидали такую ситуацию, прогнозировали, предвидели. Наверное, мало кто мог это предугадывать. Вопрос в том, как мы действуем в той ситуации, которая сложилась и которая по-прежнему несет очень много неопределенностей.

К сожалению, сейчас ситуация ведет к принятию тех или иных ограничительных карантинных мер, и это главный антидрайвер для экономики. Поэтому мы в данном случае следуем за принятием этих мер. Наша задача - минимизировать, насколько это возможно, негативное влияние этих мер на экономику, максимально сохранить рабочие места, обеспечить ритмичную работу предприятий.

У нас есть четкое понимание: насколько сейчас мы будем эффективны – таким и будет восстановление. Иными словами, если сейчас не принимать необходимых мер, в том числе где-то сэкономить, то восстановление может быть гораздо более тяжелым. Поэтому мы работаем оперативно; сейчас и правительство, и все министерства работают по сути в круглосуточном режиме, 24/7. Все на рабочих местах, все на связи, часть людей выведена "на удаленку".

При всем этом у нас нацеленность на результат - с точки зрения выхода решений, документов и так далее. Так производительно, как сейчас, ведомства и министерства никогда не работали. Сейчас вносится очень много нормативных актов, изменений. Система регулирования во многих точках подстраивается под нынешнюю ситуацию. Достаточно это или нет? Сейчас никакие меры не являются достаточными.

О выборе между риском эпидемии и риском рецессии

Традиционно в споре между деньгами и санитарно-эпидемиологическим благополучием приоритет отдается второму. С этой точки зрения, все остальные затраты вторичны. Мы должны это осознавать, это абсолютно бесспорный и сознательный выбор общества.

Другой вопрос, что даже в этих краткосрочных стратегиях мы должны максимально постараться нивелировать краткосрочные последствия. При этом мы должны понимать, что мы столкнулись с кризисом с двух сторон: все карантинные мероприятия, с одной стороны, внутри страны (и они ограничивают экономическую активность), а с другой стороны, весь мир так делает.

В результате мы сталкиваемся уже сейчас - и будем сталкиваться в будущем - с достаточно большим сжатием внешнего спроса. В первую очередь, мы видим это по рынку нефти и металла. Да, Китай начал открываться, и ситуация по лесу выглядит лучше, но в каждой отрасли - своя динамика.

Мы понимаем, что ситуация после снятия ограничительных мер будет тоже непростая. И говорить, что мы сейчас переживаем мощное закрытие, после которого будет мощное открытие – самонадеянно. Закрытие будет, а открытие будет постепенным. Но я исхожу из того, что скорость восстановления полностью зависит от тех мер, которые мы принимаем сейчас. Если меры будут неадекватны, несвоевременны и так далее – восстанавливаться будем дольше. Если мы сейчас быстро реализуем те программы, которые сейчас уже объявлены, и те, которые будут приняты, – то ситуация будет значительно более мягкой.

О мерах по поддержке МСП

Идеология первого антикризисного пакета – дать возможность бизнесу переждать сложные времена. В него вошло три блока пакета решений, связанных с пониманием этой необходимости.

Первое – большой пакет по отсрочке по налогам для МСП в пострадавших отраслях - на 6 месяцев по основным налогам. Платежи переносятся полностью. Также с 30% до 15% снижены платежи в социальные фонды. Это имеет и дополнительную психологическую важность: государство, столкнувшись с такими вызовами и сокращением доходов федерального бюджета, тем не менее принимает решение о снижении налогов, причем самого болезненного налогообложения – фонда оплаты труда для этого сектора. Плюс для микропредприятий введена отсрочка по социальным взносам, тоже на 6 месяцев.

Второй блок мер связан с переносом выплаты кредитов - тоже для пострадавших отраслей МСП. С одной стороны, это те правила, которые в законе сейчас зафиксированы: любой предприниматель может обратиться в банк для переноса "тела" кредита, и банк ему не может отказать. С другой – это программа которую мы запускаем с Банком России – "три по трети". "Тело" кредита переносится на полгода, и в течение этих шести месяцев объем процентных платежей делится на три части. Треть списывает банк, треть берет на себя государство (идут субсидии из федерального бюджета банкам) и треть остается за предпринимателем. Он может равномерно выплачивать ее в течение шести месяцев или перенести эту треть в "тело" кредита, и за счет этого может быть избавлен полностью от платежей по кредиту.

Мы также донастраиваем имеющиеся механизмы. Это постановление Правительства о правилах предоставления льготных кредитов под 8,5%. В определенных случаях даже есть снижение ставки, чтобы предприниматели могли рефинансировать кредиты. Мы убрали ограничения - например, задолженность перед бюджетом. Плюс более эффективное задействование региональных гарантийных фондов и МФО. Эти программы поддерживаются Центральным банком, который на полтриллиона рублей предоставил финансирование под 4% банкам и снизил ряд нормативов. Идет большая работа. Эти меры коснулись 70 банков, которые участвуют в программе. Наша принципиальная позиция – идти по максимальному перечню банков.

Третье направление, по которому мы работаем, – это помощь предпринимателям с арендными платежами. Для многих аренда в торговых центрах стала сложной. Буквально в ближайшие сутки выйдет постановление Правительства, где, помимо отсрочки по государственному и муниципальному имуществу, мы получили возможность регулировать отношения в коммерческом секторе. Там для пострадавших отраслей МСП, тоже прописывается возможность отсрочки, которую они могут потребовать у арендодателя. Наша задача в условиях, когда поток доходов упал вплоть до нуля, максимально снизить текущие расходы с тем, чтобы после нормализации ситуации предприниматель мог принимать решения.

Мы понимаем, что за это время в экономике образуется достаточно большой объем убытков. Эти убытки придется распределять равномерно между предпринимателями, бюджетом, банками – между всеми участниками экономической деятельности. Никто в одиночку их вынести будет не в состоянии.

Еще одна программа, которую мы запускаем на следующей неделе, – кредиты под выплату зарплаты. Конечной целью нашей политики является сохранение занятости, поддержание заработных плат. С этой целью запустили такой проект: по МРОТу на каждого занятого у предпринимателя будет возможность взять кредит под 0%. Это опять же МСП, пострадавшие отрасли, для того чтобы на 6 месяцев предприниматель мог получить передышку.

О возможности прямой поддержки населения и расходах бюджета

Правительство уже приняло ряд решений по поддержке граждан. Это увеличение стоимости больничных до размера МРОТ, увеличение пособия по безработице до МРОТ, сдвижка пособий, которые были объявлены в январе, влево по времени. Незащищенные категории граждан сейчас защищены даже лучше, чем работающие и предприниматели. В фокусе нашего внимания сейчас угроза сокращений, безработицы и поддержка МСП.

Если говорить бюджетных расходах, то идет работа по их донастройке, смене приоритетов. Очевидно, что реальность изменилась, нынешние программы ориентированы на старую реальность. Не все адекватно сегодняшнему дню, и некоторые средства можно переориентировать на первоочередные нужды.

В правительстве есть общее понимание, что сейчас не время резать бюджетные расходы - несмотря на то, что мы столкнемся с ощутимым сокращением бюджетных доходов. Мы это понимаем, причем это произойдет не только на федеральном уровне, но и на региональном, а они (регионы) несут большую социальную нагрузку, чем федеральный бюджет, например, по школам и больницам.

Не время сейчас сокращать бюджетные расходы, время их переориентировать. Это будет тем якорем, который будет держать экономику. У нас сократился внешний спрос, явным образом сокращается потребительский, и нам очень важно, чтобы бюджетный спрос в это непростое время поддерживался. И сейчас накопленные резервы как никогда кстати.

О возможности прямого субсидирования МСП

Дискуссии идут, меры очень дорогие. Точки в дискуссиях не поставлены, мне сложно об этом пока говорить, но обсуждения идут. Давайте сейчас посмотрим, как будет развиваться ситуация.

О возможности введения налоговых и кредитных каникул, а также обнуления аренды

Первое, что надо сказать – далеко не все принятые меры заработали. Многие программы мы разработали только две недели назад. По большинству нормативная база была принята на этой неделе. В четверг было финальное решение по кредитным программам. В этих программах задействовано очень много участников - регионы, банки. Мы сейчас в ежечасном режиме разворачиваем инфраструктуру. Заключаем соглашения с банками, доводим деньги до регионов. Это большая административная работа, которая максимально сжата по срокам. Обычно от идеи до запуска программы проходит по полгода, мы сейчас делаем это за четыре недели.

Предприниматели получат реальную возможность переоформить отношения по тем же кредитам только на следующей неделе. Принятие постановления Правительства - важное, но недостаточное условие. Надо, чтобы очень многие игроки в это включились, и они сейчас это делают. Со следующей недели все крупные банки должны активно предлагать и продвигать этот продукт. По большому счету, то, что мы делаем с банками, – это и есть кредитные каникулы. Платеж передвигается на полгода, а из расходов остается треть, которую предприниматель может присоединить к основному "телу" долга.

Что касается налоговых каникул – мы пошли по логике налоговой отсрочки, но, как я уже сказал, понимаем, что к этому вопросу придется вернуться.

По аренде ситуация сложнее. Но тот проект постановления, который сейчас обсуждается и находится на выходе, предполагает отсрочку на полную сумму в период действия санитарных мер и снижение в период действия до 1 октября. А дальше накопленная отсрочка переносится на будущее, на два года. Это обсуждается сейчас, и, скорее всего, будет поддержано Правительством.

Я прекрасно понимаю обращения предпринимателей. Например, по перечню пострадавших отраслей, куда у нас не вошла непродовольственная розница, а она оказалась в очень тяжелом состоянии, и этот вопрос тоже сейчас обсуждается внутри органов власти, он будет вноситься в правительство в ближайшее время. Мы понимаем, что те меры, которые есть, они еще не окончательные.

О том, как отдавать кредиты

У нас есть понимание, что в такой системе, безусловно, у предпринимателей образуется большой объем убытков, и оставлять их один на один с ними невозможно. Мы просто потеряем МСП, которое мы выращивали за 10 лет - и занятость, и бизнес, и коллективы. Многие предприниматели отладили бизнес-модели, научились работать, и если они сейчас уйдут, то даже те, кто придут после них на освободившееся место, будут до этого уровня снова расти и расти. По сути предприниматели — это тот инвестиционный капитал, в который страна инвестировала последние 10-15 лет на всех уровнях, - финансово, создавая инвестклимат, вовлекая в это людей, и так далее.

Поэтому, конечно, нужно в первую очередь сохранить этот предпринимательский пласт, коллективы. Но в то же время понятно, что убытки в какой-то части придется нести всем. И в этом плане даже по тем отсрочкам, которые мы даем, – у нас до сих пор идет внутренняя дискуссия и есть понимание, что к вопросу придется вернуться. Конечно, очень многие не смогут их вернуть, и нам потребуются дополнительные меры, тех мер, которые мы приняли, явно не хватит.

Мы будем дальше с предпринимателями вырабатывать меры по этой ситуации. Это понимают и банки, они тоже ставят перед нами вопросы, что нужны более масштабные, более системные меры, которые мы сейчас вместе с ними дорабатываем, - по всем программам.

О перспективе корректировки Налогового кодекса

Пакет возможностей для изменения, который копился, реализован практически полностью. Для того, чтобы решать такие вопросы, нужно понимать ситуацию в целом, ситуацию в бюджете. До этого будет сложно принимать какие-то решения в налоговой сфере, кроме, возможно, каких-нибудь отсрочек, распространения механизма на другие виды деятельности.

О перечне системообразующих предприятий и поддержке отраслей…

Есть критерии, установленные актом Правительства. Есть поручения и предложения их пересмотреть, но тем не менее системообразующие предприятия – это компании с большой занятостью и большой выручкой. Там есть и определенные отраслевые критерии, но эти два - в первую очередь.

Мы понимаем, что принятый перечень не является догмой. Работа по нему продолжается. Это, конечно, не поддержка МСП, которое нужно поддерживать как отрасль, на уровне механизмов и подходов. Это скорее перечень предприятий, где мы будем отдельно мониторить ситуацию. Включение в него не значит автоматического списания убытков, реструктуризации кредитов, налоговых поблажек и так далее. Мы по этому перечню сейчас делаем стресс-тесты вместе с банками, дальше будем разбирать ситуацию.

В первую очередь мы ориентированы на принятие отраслевых мер. Если речь идет, например, об авиаперевозках, то надо принимать решения в целом по отрасли, а не по отдельным фирмам. Мы должны понимать, что какие-то сектора в ближайшее время сократятся, и мы должны к этому процессу сокращений (в силу сокращения внешнего спроса, перемещений), который может длиться не пару месяцев, а год, - быть готовы и управлять этим. Надо избежать моментов, когда из-за непринятых решений поставлены под угрозу банкротства предприятия, поставлены под угрозу коллективы, отрасли и так далее.

… и наличии в перечне Coca-Cola и McDonalds

Многие из таких сетей имеют перерабатывающий бизнес, кто-то из сетей общепита является крупными заказчиками для наших сетей. Не надо это воспринимать, как будто мы будем давать льготные кредиты и гарантии компаниям с иностранным участием. Нам очень важно, чтобы там были рабочие места, чтобы они не сокращались, чтобы цепочки кооперации не рвались, так как это значительный пласт нашей экономики.

О столичном опыте

Во-первых, Москва в числе первых, кто сейчас пересматривает свои расходы. На сегодняшний день она представила самый широкий перечень мер поддержки бизнесу. Коллеги работают системно, они сокращают налоги на имущество в ТЦ при условии, что ТЦ предоставляют скидки своим арендаторам. Они через это поддерживают малый бизнес. В Москве достаточно большой объем социальных расходов выделен дополнительно, это делается за счет сокращения других статей. Опыт столицы важен, потому что мы его транслируем на другие регионы.

Мы, конечно, можем сказать: "закрывайте инвестпрограммы, сидите и ждите, что будет". Но мы так не делаем, мы говорим регионам: "относитесь к ситуации взвешенно; там, где стройки начали и ведете, их надо доводить до конца; там, где новые объекты, идите аккуратно; если будет мультипликативный эффект (например, от заводов) в это надо идти".

… и как не впасть в психоз

Тут важно не поддаться настроению и не начать "рубить шашкой", не впасть в психоз. Предприятия продолжают работать. У меня есть обращения от крупного бизнеса: "помогите нам, дайте возможность ввезти зарубежных специалистов, посадим их на карантин, но у нас есть объекты стоимостью в миллиарды долларов, в которые мы инвестировали по три-пять лет, и если мы этого не сделаем, то не окупим инвестиции и не создадим рабочие места".

Мы не должны поставить экономику на "стоп". Здоровье людей в приоритете, но при всем при этом мы должны искать компромиссы, чтобы соблюдать требования, но при этом работать. Может быть, какие-то ограничения останутся на чуть большее время, например, в плане перемещений. Это новая реальность, санитарно-эпидемиологические требования тоже потом изменятся. Мы не должны ждать, пока все закончится, мы должны искать способы приспособиться к новой экономической действительности.

О скорости принятия решений и цифровизации

Я сильно рассчитываю, что нынешняя ситуация окажет влияние на цифровизацию, в том числе и взаимодействие государства с гражданами, государства с бизнесом, бизнеса с гражданами, бизнеса с бизнесом и так далее. Мы за это время пройдем тот путь, который в обычных условиях шли бы пять лет. У нас сервисы по электронному больничному листу появляются в течение двух недель, в обычное время государство возилось бы с этим по шесть месяцев, если не дольше.

У правительства настрой в этом плане по максимуму использовать ситуацию и максимально далеко продвинуться в решении не только тактических задач, но и где-то сдвинуть стратегически ситуацию в иную плоскость. Все, что касается цифровизации, сейчас внутри правительства идет с особой скоростью и находится под особым контролем. Причем это единое движение, это не движение только Минкомсвязи, не только Председателя правительства, которые являются генераторами изменений в этой сфере, это действительно стало элементом корпоративной культуры и "must have"

Оцените качество материала
Дата публикации: 4 апреля 2020
Ссылка: https://economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez_virusa/maksim_reshetnikov_my_ne_dolzhny_stavit_ekonomiku_na_stop.html
Вид шрифта:
Межбуквенный интервал:
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения: